Р.Р.6. Композиция текста. Средства связи предложений в тексте - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Р.Р.6. Композиция текста. Средства связи предложений в тексте - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: повторить сведения о композиции текста; познакомить учащихся с типологией средств связи предложений в тексте; закрепить полученные сведения на примерах; развивать умение самоанализа понимания материала; воспитывать интерес к языку через восприятие текста сложной композиции.

Оборудование: на каждую парту — текст «Очень страшная история» (РМ) (как вариант: вывести на мультимедийную доску или в виде плаката повесить на обычной доске).

ХОД УРОКА

I. Анализ результатов Т. А. Работа над типичными ошибками, допущенными в ней


II. Постановка целей и задач урока


III. Актуализация опорных знаний

Пятиминутка понимания


Задание

Фамилия, имя ученика

1. Что я знаю по теме урока

Развернутый ответ

В начале урока

2. Что я хочу узнать

Развернутый ответ

В начале урока

3. Что я узнал

Развернутый ответ

В конце урока

4. Как применить в жизни полученные сведения

Развернутый ответ

В конце урока

5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные

Развернутый ответ

В конце урока или в течение урока


IV. Объяснение нового материала

1. Знакомство и анализ стихотворения

ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ

Однажды паук

Поскользнулся на стенке

И на пол свалился,

Задев табурет.

Упал табурет —

Раскололся паркет.

И пол провалился,

И дом развалился.

А так как стоял этот дом

На пригорке,

То с грохотом дом

Покатился по горке,

Запрыгал и в речку

Широкую —

Хлоп!

Засыпало речку,

Случился потоп.

И все потонуло:

Долины и горы,

Деревья и камни,

Трава и заборы.

Плывет по волнам

Лишь березовый сук.

Сидит на суку

Бедолага паук.

Тот самый, который

Свалился со стенки,

Сидит он, вздыхает

И чешет коленки.

(Г. Остер)


image20


Беседа

— Докажите, что перед вами текст.

— Какова его тема?

— Назовите основную мысль текста.

— Из каких частей состоит данный текст? (Зачин, основная часть, концовка) Зачитайте их.

Слово учителя

— Чаще всего такому членению поддается прозаический текст. Но в некоторых стихотворениях тоже можно выделить все части композиции, как в данном случае.

Запись

Композиция — (состав) построение художественного произведения: зачин, основная часть, концовка.

— При помощи чего связаны предложения в тексте?

2. Запись теоретических сведений с выделением названий средств связи

Лексические средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте могут связываться при помощи синонимов (обрыв — круча). Синонимы, характерные только для данного текста называются контекстуальными синонимами. Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные по смыслу предложения. Предложения в тексте также могут связываться при помощиантонимов. (У природы много друзей. Недругов у нее значительно меньше.)

Морфологические средства связи

Часто в роли связующих слов выступают местоимения третьего лица единственного и множественного числа (он, она, оно, они). Реже встречаются указательные местоимения, выступая в роли определений. Они усиливают связь предложений в тексте (те, тот, это). Указательные местоимения могут замещать в тексте не только отдельные слова, но и часть предложения, целые предложения. (В такую погоду хорошо купаться.) Однокоренные слова также могут выступать в роли связующих слов. Соединяют предложения или смысловые части текста очень часто и союзы.

Стилистические средства связи

Повтор — излюбленное средство связи предложений в устном народном творчестве.


V. Закрепление материала

Задание

Прочитайте еще раз текст и выпишите по группам примеры средств связи, встретившиеся в тексте «Очень страшная история».

Образец

Лексические средства связи:

• синонимы: свалился, упал; раскололся, развалился.

• контекстуальные синонимы: паук, бедолага.

Морфологические средства связи:

• местоимения: он, тот.

• однокоренные слова: свалился, провалился, развалился; пригорок, горка.

• союзы: и.

Стилистические средства связи:

• повторы: ...и на пол свалился, задев табурет. Упал табурет... А так как стоял этот дом на пригорке, то с грохотом дом покатился по горке.

Плывет по волнам лишь березовый сук, сидит на суку бедолага паук.

...сидит он, вздыхает и чешет коленки.


VI. Итог урока

Заполнение «таблицы понимания».


VII. Домашнее задание

Высокий уровень, достаточный уровень

Написать сочинение на тему «Моя любимая книга», используя различные средства связи в тексте, подчеркнув эти слова.

Средний уровень

Используя местоимения и синонимы для связи предложений в тексте, составить текст из 6 предложений на тему «Мой любимый фильм».


VIII. «На закуску»

Задание

Найдите средства связи в этом тексте (повторы, союзы). Докажите, что перед вами текст (связность; завершенность; членимость; информативность; подчиненность всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли; композиция).

СОЛОВЕЙ И БАБОЧКА

Все спали, и только соловей пел.

— Для кого ты стараешься? — спросила у соловья бабочка. — Ведь тебя никто не слышит.

— А ты? Я пою для тебя! — улыбнулся соловей.

С тех пор и появились ночные бабочки.

(В. Хмельницкий)






Для любых предложений по сайту: [email protected]