Все уроки русского языка 6 класс
Р.Р.6. Композиция текста. Средства связи предложений в тексте - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели: повторить сведения о композиции текста; познакомить учащихся с типологией средств связи предложений в тексте; закрепить полученные сведения на примерах; развивать умение самоанализа понимания материала; воспитывать интерес к языку через восприятие текста сложной композиции.
Оборудование: на каждую парту — текст «Очень страшная история» (РМ) (как вариант: вывести на мультимедийную доску или в виде плаката повесить на обычной доске).
ХОД УРОКА
I. Анализ результатов Т. А. Работа над типичными ошибками, допущенными в ней
II. Постановка целей и задач урока
III. Актуализация опорных знаний
Пятиминутка понимания
Задание |
Фамилия, имя ученика |
|
1. Что я знаю по теме урока |
Развернутый ответ |
В начале урока |
2. Что я хочу узнать |
Развернутый ответ |
В начале урока |
3. Что я узнал |
Развернутый ответ |
В конце урока |
4. Как применить в жизни полученные сведения |
Развернутый ответ |
В конце урока |
5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные |
Развернутый ответ |
В конце урока или в течение урока |
IV. Объяснение нового материала
1. Знакомство и анализ стихотворения
ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ
Однажды паук
Поскользнулся на стенке
И на пол свалился,
Задев табурет.
Упал табурет —
Раскололся паркет.
И пол провалился,
И дом развалился.
А так как стоял этот дом
На пригорке,
То с грохотом дом
Покатился по горке,
Запрыгал и в речку
Широкую —
Хлоп!
Засыпало речку,
Случился потоп.
И все потонуло:
Долины и горы,
Деревья и камни,
Трава и заборы.
Плывет по волнам
Лишь березовый сук.
Сидит на суку
Бедолага паук.
Тот самый, который
Свалился со стенки,
Сидит он, вздыхает
И чешет коленки.
(Г. Остер)
Беседа
— Докажите, что перед вами текст.
— Какова его тема?
— Назовите основную мысль текста.
— Из каких частей состоит данный текст? (Зачин, основная часть, концовка) Зачитайте их.
Слово учителя
— Чаще всего такому членению поддается прозаический текст. Но в некоторых стихотворениях тоже можно выделить все части композиции, как в данном случае.
Запись
Композиция — (состав) построение художественного произведения: зачин, основная часть, концовка.
— При помощи чего связаны предложения в тексте?
2. Запись теоретических сведений с выделением названий средств связи
Лексические средства связи предложений в тексте
Предложения в тексте могут связываться при помощи синонимов (обрыв — круча). Синонимы, характерные только для данного текста называются контекстуальными синонимами. Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные по смыслу предложения. Предложения в тексте также могут связываться при помощиантонимов. (У природы много друзей. Недругов у нее значительно меньше.)
Морфологические средства связи
Часто в роли связующих слов выступают местоимения третьего лица единственного и множественного числа (он, она, оно, они). Реже встречаются указательные местоимения, выступая в роли определений. Они усиливают связь предложений в тексте (те, тот, это). Указательные местоимения могут замещать в тексте не только отдельные слова, но и часть предложения, целые предложения. (В такую погоду хорошо купаться.) Однокоренные слова также могут выступать в роли связующих слов. Соединяют предложения или смысловые части текста очень часто и союзы.
Стилистические средства связи
Повтор — излюбленное средство связи предложений в устном народном творчестве.
V. Закрепление материала
Задание
Прочитайте еще раз текст и выпишите по группам примеры средств связи, встретившиеся в тексте «Очень страшная история».
Образец
Лексические средства связи:
• синонимы: свалился, упал; раскололся, развалился.
• контекстуальные синонимы: паук, бедолага.
Морфологические средства связи:
• местоимения: он, тот.
• однокоренные слова: свалился, провалился, развалился; пригорок, горка.
• союзы: и.
Стилистические средства связи:
• повторы: ...и на пол свалился, задев табурет. Упал табурет... А так как стоял этот дом на пригорке, то с грохотом дом покатился по горке.
Плывет по волнам лишь березовый сук, сидит на суку бедолага паук.
...сидит он, вздыхает и чешет коленки.
VI. Итог урока
Заполнение «таблицы понимания».
VII. Домашнее задание
Высокий уровень, достаточный уровень
Написать сочинение на тему «Моя любимая книга», используя различные средства связи в тексте, подчеркнув эти слова.
Средний уровень
Используя местоимения и синонимы для связи предложений в тексте, составить текст из 6 предложений на тему «Мой любимый фильм».
VIII. «На закуску»
Задание
Найдите средства связи в этом тексте (повторы, союзы). Докажите, что перед вами текст (связность; завершенность; членимость; информативность; подчиненность всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли; композиция).
СОЛОВЕЙ И БАБОЧКА
Все спали, и только соловей пел.
— Для кого ты стараешься? — спросила у соловья бабочка. — Ведь тебя никто не слышит.
— А ты? Я пою для тебя! — улыбнулся соловей.
С тех пор и появились ночные бабочки.
(В. Хмельницкий)