Все уроки русского языка 6 класс
Орфография. Не с прилагательными - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Цели: повторить правила написания и, ы после ц, не с различными частями речи; закреплять навыки опознавания частей речи по их лексическим и грамматическим признакам; тренироваться в написании орфограмм; воспитывать внимание, развивать память.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Выборочная проверка упражнения
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
— Что такое прилагательное?
— Какие разряды имен прилагательных вы знаете? Приведите примеры.
— Чем они отличаются друг от друга?
— Повторите орфограммы «И, ы после ц».
2. Словарный диктант
Парк в Царицыно, красивая печь, розовая глициния, роскошный цирк, железный циркуль, папин циферблат, цыганский шалаш, сестрицын платок, черепаховый гребень, бархатный цилиндр.
Задание
Обозначить карандашом разряды прилагательных в словарном диктанте.
3. Творческое задание
1) Подобрать как можно больше прилагательных к существительным сад, яблоко.
2) Проверка выполнения.
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
Задание
Опираясь на таблицу (см. урок 22), рассказать правила написания не с различными частями речи.
Добавление: не с краткими прилагательными пишется так же, как и с полными.
V. Закрепление материала
Объяснительный диктант
Задание
Написать диктант, отметить графически написание не со словами. Объяснить известные случаи постановки знаков препинания.
Один из неизвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана корабля с шестьюдесятью пушками. Непривычное слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя — Беринг.
В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело — плыть к неведомым берегам Камчатки. Не отказался капитан. Целый год готовились. Поход был неблизок.
(По О. Орлову)
— Какие еще орфограммы вы заметили в этом тексте, прокомментируйте их.
VI. Итог урока
Учащиеся еще раз рассказывают правила, не пользуясь таблицей и приводя примеры.
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень
Сочинить стихотворение (или рассказ), где было бы как можно большее количество слов с не.
Достаточный уровень
На выбор выполнить первое или второе задание.
Средний уровень
Составьте словарный диктант из 15 слов на изученное правило.
VIII. «На закуску»
Игра-«змейка» по рядам. От одного ряда выходит 1 человек (далее по очереди), пишет слово, садится. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот выигрывает.
Задание
1 ряд. Не с существительными.
2 ряд. Не с прилагательными.
3 ряд. Не с глаголами.