Все уроки русского языка 6 класс
Орфография. Н, нн в суффиксах прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Цели: учить систематизировать материал правил в таблице для более четкого его восприятия; формировать умение грамотного написания н или нн в прилагательных; воспроизводить связный текст научного стиля по опорной таблице; проверить усвоение полученных ранее сведений о прилагательном; воспитывать внимание.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Выборочная проверка упражнений и работ по книгам рекордов.
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
1. Работа с таблицей (запись)
-н- |
-нн- |
|
1 |
-ан-, -ян- кожаный |
-енн- (-онн-) соломенный |
2 |
-ин- орлиный |
каминный |
Искл. |
оловянный, деревянный, стеклянный |
ветреный |
Запомнить первообразные прилагательные, пишущиеся с одной н.
Синий;
зеленый;
юный;
свиной;
румяный.
IV. Закрепление материала
1. Тренировочная работа
Задание
Записать слова, объяснить написание суффиксов прилагательных, обозначить графически орфограмму.
Письменный, станционный, утренний, болезненный, каменный, карманный, конный, клюквенный, бритвенный, соломенный, осенний, весенний, лимонный, каминный, полотняный, серебряный, торфяной, глиняный, песчаный, голубиный, лошадиный.
2. Объяснительный диктант
Задание
Записать. Обозначить орфограмму н или нн. Один учащийся выписывает на доску сложные слова с другими орфограммами, комментирует.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Нож — самый старый из столовых приборов. До бронзового века ножи были каменными. С появлением металла кухонные ножи стали делать из железа и стали. Ножи для сервировки стола были серебряными или золотыми. Рукоятки ножей украшались драгоценными камнями, искусной резьбой.
Своим округлым концом ножи обязаны Наполеону. Он запретил производство ножей с острым концом.
(По С. Поповой)
V. Итог урока
Учащиеся повторяют орфограмму, опираясь на таблицу и составляя связный рассказ научного стиля.
VI. Домашнее задание
Для всех
Выучить теорию по учебнику, повторить орфограмму «О, е после шипящих и ц в различных частях речи».
Высокий уровень, достаточный уровень
Сделать карточки с предложениями (или перфокарты) на правило н или нн в прилагательных (до 15 слов). Каждый должен подготовить по 2 карточки.
Средний уровень
Выполнить упражнение 187.
VII. «На закуску»
Тест
1. Найдите неверный ответ.
а) Прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?
б) Прилагательное имеет род, число, падеж.
в) В предложении прилагательное может быть чаще всего определением, сказуемым.
г) Прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные, качественные.
2. Выберите из предложенных вариантов прилагательное, пишущееся с не отдельно.
а) Некрасивый дом;
б) речка неглубока;
в) далеко не удачный;
г) очень недалекий.
3. Сравнительную и превосходную степень сравнения могут иметь...:
а) только качественные прилагательные;
б) только относительные;
в) только притяжательные;
г) все прилагательные.
4. Более умный — какая это степень образования прилагательного?
а) Сравнительная, простая;
б) сравнительная составная;
в) превосходная, простая;
г) превосходная составная.
5. Прилагательное, являющееся сказуемым, находится в. предложении.
а) Ученики во время письма никогда не забывают начинать абзац с красной строки.
б) Прилагательное красный не всегда обозначало цвет.
в) Красная площадь в Москве получила свое название много столетий назад.
г) Не красна изба углами, а красна пирогами.
6. Найдите прилагательное, образованное при помощи суффикса –н- и имеющее потому -нн-.
а) Старинный;
б) комариный;
в) гусиный;
г) серебряный.