Все уроки русского языка 6 класс
Т.А.3. Языковая тема (диктант). Чтение молча - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Цели: проверить уровень знаний и умений учащихся по теме «Имя прилагательное»; проверить умение зрительного восприятия и понимания текста, умение самостоятельно определять главную мысль произведения; прививать любовь к природе, учить удивляться обыкновенным чудесам.
Оборудование: материал к чтению молча (по одному на парту или каждому учащемуся) (РМ).
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
II. Диктант
НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка вилась среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение.
(119 слов) (По Г. Угарову)
III. Чтение молча
ФИАЛКА
Я выросла в дремучем лесу. И пока жива, я буду услаждать своей красотой и лес, и травы, и скалу, всю окрестность напою ароматом. Меня все любят. Вот тот гнилой пень смотрит все время в мою сторону, любуется мной. Издали улыбается мне его широкое и некрасивое, но такое доброе лицо.
И разве он один радуется мне?
Высокие деревья не наглядятся на меня с высоты, у них самих верхушки голые, а меня заслоняют своими ветвями: не зазябла бы наша фиалка, не повредило бы ей что-нибудь! Никогда не дадут пролиться на меня проливному дождю: ведь дождь сразу собьет мои лепестки, а без лепестков мне — смерть! Нет, что и говорить, все деревья: и горная береза, и бук, и лесной орех, и верба — все они окружают, охраняют меня, задерживают на своих ветвях и листьях дождевую воду, а уж затем по капельке, по росинке роняют ее на меня, умывают меня. А я вытягиваю шейку, и так хочется петь! Даровала бы мне природа талант, чтобы могла я воздать хвалу и облакам в небесах, и солнцу, и этим деревьям, заступникам моим, и этим горам, и этим лугам, и пушистым петушкам, которые с развальцей прогуливаются вокруг меня среди сухих желтых листьев в своих красных и зеленых оперениях. А иной раз как защебечут мне прямо в личико! Подбадривают меня, не нарадуются моему существованию.
Коротка моя жизнь, всего лишь один месяц тянется, а лучше иной двадцатичетырехмесячной жизни. Но и мне порой так жадно хочется жить!
Вчера небо грохотало над нами. Но гром не пугает нас. Гроза — предвестник дождя, а дождь поит нас молоком матери-земли. Растения рады дождю — рады и от радости покрылись почками по горло; теперь наденут на себя новые платья и шубки.
А вот уже два дня, как родилась моя сводная сестрица — фирлетка; так рада, рада жизни, мотает своей головкой то вверх, то вниз, кланяется матери-земле, отцу-солнцу и шепчется со мной.
А вчера утром как плакали мы обе: и я, и моя сестренка! До чего безжалостен человек! Что ни увидит вокруг себя, все себе прибрать хочет. Не умеет, видно, оценить нашу красоту! Проходил возле нас человек; на одном плече у него был вскинут топор, через другое висело ружье. Подошел он к нашему прекрасному, ветвистому буку и как стал бить его топором, так и опрокинул его. Застонал бедненький, когда падал. Позади нас повилика росла, еще не успела она подняться из-под опавших сухих листьев. А когда дерево свалилось, сбросила с себя листья повилика и так заалела оттуда. Узнали мы после, что слезы упали в ее сердечную выемку
Около полудня прилетел к нам дикий голубь, измаялся, устал в пути. Уселся на ветку перед нами и давай ворковать. И он радовался весне и тому, что все благополучно в знакомых местах. Вдруг грянул выстрел, умолк голубь, сперва повис лапкой на ветке, а потом камнем полетел вниз и упал прямо предо мною. Из его клюва потекла кровь, веки прикрыли глаза. Капли его крови брызнули на листву. Дрожью объяло меня и фирлетку. Ничего не могу разобрать, только какой-то гул, глухой шум достигают моего слуха.
(489 слов) (По В. Пшавела)
Задание
1. Главные герои рассказа...:
а) фиалка, голубь, повилика;
б) фиалка, голубь, фирлетка;
в) человек, фиалка, голубь. √
2. Кто беспокоился за самочувствие фиалки, был ее заступником?
а) Береза, бук, лесной орех, верба; √
б) ели;
в) пушистые петушки.
3. Насколько длинна жизнь фиалки?
а) 24 месяца;
б) 1 месяц; √
в) полмесяца.
4. Фирлетка — это...:
а) двоюродная сестра фиалки;
б) родная сестра фиалки;
в) сводная сестра фиалки. √
5. За что обвиняет человека фиалка?
а) За то, что не умеет ценить красоту и все себе прибрать хочет; √
б) за то, что погибло дерево;
в) за то, что он убил голубя.
6. Какова главная мысль рассказа? (Написать самостоятельно.)
ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку
Памятка «Как составлять план текста» в виде раздаточного материала, или на доске, или в виде таблицы, (см. урок 35).