Предлог. Правописание предлогов: е на конце предлогов, слитное и раздельное написание - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Все уроки русского языка 6 класс

Предлог. Правописание предлогов: е на конце предлогов, слитное и раздельное написание - СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: познакомить с особенностями правописания предлогов; учить разграничению производных предлогов и существительных с предлогами; прививать уважительное отношение к языку, орфоэпическим нормам.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Проверить написанные учащимися правила поведения в обществе.


II. Актуализация опорных знаний

Словарный диктант

Отъехать от перрона, вырастить из семени, положить в портфель, выехать на шоссе, опоздать на встречу, прийти через пятьдесят минут, не успеть из-за дождя, висел надо мной, забежал во двор, заниматься при училище, бегал вокруг школы.


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

1. Задание

Надпишите предлоги в словарном диктанте.

Сравните предложения, определите части речи:

Вокруг стояла тишина. На физкультуре мы бегали вокруг школы.

2. Слово учителя

— В первом случае вокруг — это предлог, во втором — наречие. Предлоги, которые перешли из других частей речи, называются производными.



Работа с учебником

— Особое внимание нужно обратить на написание предлогов. Как пишутся предлоги со словами? Однако сами предлоги могут писаться через дефис, раздельно и слитно.

3. Выполнение заданий

1) Заполнить таблицу предлогами из теории учебника


Дефис

Раздельно

Слитно

Из-за

В течение

Вместо

Из-под

В продолжение

Вследствие = из-за

По-над

По причине

Наподобие = вроде = подобно

По-за

В связи

Насчет = о


Иметь в виду

Сверх



Ввиду


ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ на то, что слово впоследствии, данное в учебнике как предлог, не предлог, а наречие (по словарям: Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. — М.: Рус. яз., 1984; Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960.; по учебному пособию: Греков В. ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку. — М.: Просвещение, 1983).

2) Выделите букву е на конце слов в течение, в продолжение, вследствие, запомните, что в этих предлогах пишется е.

ВНИМАНИЕ! Отличайте существительные с простыми предлогами и производные предлоги: в продолжении книги, в продолжение дня...


V. Закрепление материала

1. Распознавательный диктант

Задание

Запишите предложения, определите часть речи похожих слов.

1. В течении реки наблюдались пороги. 2. В течение часа мы были на экскурсии. 3. В продолжении книги о Гарри Поттере один из главных героев погибает. 5. Я читал эту книгу в продолжение недели. 6. В следствии по делу о халатности выявились новые факты. 7. Вследствие дождя мы опоздали в театр. 8. Мне на счет положили 70 гривен. 9. Насчет экскурсии мы поговорим позже.

2. Коррекционный диктант

Задание

Запишите предложения в исправленном виде, грамотно употребляя предлоги.

Мы сегодня поговорим за этот случай. Со школы я вернулся вчера поздно. На Украине в течение недели будет наблюдаться хорошая погода. Я очень скучаю за вами.

3. Творческая работа. Конструирование предложений

Задание

По схемам составьте предложения, используя предлоги из таблицы, заполненной на уроке.


VI. Итог урока

— С какими правилами написания предлогов вы познакомились на уроке?


VII. Домашнее задание

Выучить орфограммы по учебнику (написание предлогов: слитно, раздельно, через дефис; е на конце предлогов).

Принести дополнительные материалы (черновики), подготовленные к сочинению — описанию интерьера класса.

Высокий уровень

Составить 5—6 предложений на тему «Семья», используя различные предлоги, в том числе и производные.

Достаточный уровень

Сделать карточки с 3—4 предложениями:

а) написание предлогов;

б) в месте затруднения;

в) с троеточием или скобками.

Средний уровень

Выполнить упражнение 332.


VIII. «На закуску»

1. Выборочно-распределительный диктант

Выписать встретившиеся предлоги в две колонки: производные и непроизводные, объяснить их написание (текст читается дважды).

По морям, по океанам

Плыл корабль в теченье года.

В продолжение поездки

Разная была погода.

Наподобие он чайки

Быстро плавал на просторе

И насчет жестоких штормов

Не расспрашивал у моря.

В целях быстроты поездки

И скорейшего прибытья

Распустил он парус белый,

Словно лебедь поднял крылья.

Вместо флага на верхушке

Вследствие прошедшей бури

Развевается тельняшка,

Будто страж на карауле.

Побывал он в разных странах

По причине дел торговых,

А теперь спешит куда-то

В целях приключений новых.






Для любых предложений по сайту: [email protected]