Употребление ь и ъ - Русская орфография как система правил

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Употребление ь и ъ - Русская орфография как система правил

Цель урока: повторить и систематизировать правила, регулирующие употребление ь и ъ, и отрабатывать умение использовать их на письме.


I. Правила использования ь и ъ (работа с заданиями на с. 37).

В слабом классе и в классе средней успеваемости в случае затруднения учащихся при выполнении второго задания параграфа можем предложить распределительный диктант.

Задание. Распределите слова в соответствии с пунктами второго задания § 8 (с. 37).

Причёсываться, горечь, просьба, подъём, соловьи, деньги, настежь, письмо, кажется, полночь, перелью, мираж, могуч, обезьяна, разъехаться.


II. Правописание ъ и ь после шипящих (упр. 77).

Прежде чем шестиклассники приступят к выполнению упр. 77, предложим им рассмотреть шутливую иллюстрацию к правилу использования ь после шипящих (с. 38), описать её и объяснить, о чём напоминает художник. (Глагол и наречие гостеприимно приглашают к себе ь, а прилагательное отвернулось, не желая его видеть. Мы вспоминаем, что после шипящих ьпишется в глагольных формах и на конце наречий (кроме уж, замуж, невтерпёж) и не пишется в краткой форме прилагательных. Глагол изображён в образе трёхголового дракона: художник напоминает, что ь после шипящих пишется в инфинитиве, в форме 2-го лица ед. ч. и в форме повелительного наклонения.)

Конкурс внимательных. Проведём конкурс на самое внимательное рассмотрение иллюстрации к правилу (с. 38): нацелим ребят на извлечение из рисунка соответствующей грамматической информации. (Например, глагол и прилагательное на рисунке словно держатся за руки: художник показал, что наречие обозначает признак действия и составляет с глаголом словосочетания, которые имеют значение «действие и место действия», действие и время действия» и т. п. Прилагательное изображено в пышном наряде: можно понять, что слова этой части речи обозначают признак и могут выступать в речи в роли эпитетов – ярких определений. Одежда на человечке-прилагательном и женская (пышное платье), и мужская (колпачок на голове): художник напоминает, что прилагательные не относятся к одному из трёх родов, а изменяются по родам. Человечек-прилагательное невысокого роста, на ножках его надеты туфли на высоком каблуке: орфограмма «Правописание ь после шипящих» встречается только в краткой форме прилагательных.)


III. Написание разделительных ь и ъ (упр. 81).

В сильном классе по усмотрению учителя упр. 81 можно предложить выполнить по вариантам: 1 вариант выписывает словосочетания со словами, в которых употребляется ь, 2 вариант – словосочетания со словами, в которых употребляется ъ.


IV. Правописание -тся и -ться в глаголах (упр. 84).

Напомним учащимся, что в заголовке текста должна быть отражена его тема или идея, например, «Вечернее море», «Море на закате солнца», «Изменчивое море» и т. п.

Прежде чем ребята начнут работу с орфоэпическим словарём (упр. 84 (3)), убедимся, что они осмыслили понятие «варианты правильного произношения».


Д. з.: 1) упр. 56, 75; 2) индивидуальные задания по упр. 82.

Резерв – упр. 76, 80.

Поможем шестиклассникам понять, что по данным в упр. 76 схемам можно определить род (мужской (1) и женский (2)), склонение (2-ое (1), 3-е (2)), число (единственное) и падеж (именительный или винительный).

Для учеников слабого класса выполнение упр. 80 можно организовать в форме распределительного диктанта: скамья, подъём, пасьянс, запью, подъезд, пьедестал, объявление, вьюга, шалунья, полынья.






Для любых предложений по сайту: [email protected]