Обучающее изложение - Русская орфография как система правил

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Обучающее изложение - Русская орфография как система правил

Цель работы. Потренировать учащихся в умении письменно излагать текст-повествование и составлять текст-описание.


I. Смысловой анализ текста.

1. Выразительное чтение и обсуждение содержания текста.

Попросим ребят ответить на следующие вопросы:

1) Почему ребята полюбили берёзу и относились к ней как к живому существу?

2) Почему рыбак Прокопий сразу откликнулся на просьбу ребят?

3) Как ребята ухаживали за деревом?

После обсуждения содержания предложим ребятам определить тему текста («Спасение берёзы») и его идею (Ребята оказались верны дружбе с берёзой и сделали всё возможное для её спасения (сумели найти понимание у взрослых, посадили берёзу на прежнее место и, даже когда летом листья берёзы пожелтели, не отступились и продолжали за ней ухаживать). Автор стремился донести до читателя мысль о том, что нужно быть благодарными природе за радость, которую она приносит, и помогать ей, если она в этом нуждается. Это в силах людей, и это сделает их счастливее.)


{ф}2. Составление вопросов к тексту.

Предложим шестиклассникам после обсуждения текста и сопоставления его содержания с пунктами плана составить по каждой части вопросы. Вопросы могут звучать примерно так:

Часть 1. 1) Где росла берёза?

2) Как берёза спасала летом ребят от жары?

3) Какое настроение создавала берёзка осенью?

4) Как ребята зимой играли с деревом?

Часть 2. Что произошло весной?

Часть 3. 1) Почему рыбак дядя Прокопий сразу откликнулся на просьбу ребят?

2) Кто ещё помог ребятам в спасении берёзы?

3) Как ребята ухаживали за деревом?

4) Какой была благодарность берёзы?


II. Анализ композиционных особенностей текста.

Попросим шестиклассников определить тип речи текста (повествование с элементами описания) и определить основные композиционные элементы этого небольшого рассказа: завязку (берёза оказывается в воде), кульминацию (ребята вновь сажают берёзу и испытывают страх за неё, так как листья её желтеют) и развязку (берёза вновь зазеленела).


III. Составление текста-описания (работа с заданием 2).

Чтобы облегчить шестиклассникам работу по составлению описания, можно предварительно совместно подобрать эпитеты, которые ребята смогут использовать.

Берёза – белоствольная, тонкоствольная, стройная, высокая, ветвистая, нарядная, развесистая, раскидистая, светлая; весёлая, задумчивая, ласковая, милая; русская …

Ветви – гибкие, тонкие, сильные …

Листва – зелёная, яркая, пышная, густая, резная …

Ствол – белый, прямой, светлый …


{ф}IV. Орфографический и пунктуационный анализ текста.

По усмотрению учителя проводится орфографическая работа с двумя-тремя (на выбор) группами слов (форм слова):

- с безударными гласными в корне ((на) краю, становилось, определяли, уцепившись, полоскала, бригадир, разрешил, лошадь, вытянули, осторожно, телега, отвезли, посадили, пожелтели, поливали),

- с чередующимися гласными в корне (забирались, положили, выкопали);

- с парной согласной в корне (берёзка, лошадь, повозка);

- с приставкой при- (прибежали, пришла);

- с суффиксом –ива-/-ыва- (усаживались, прокладывали);

- с орфограммой «Буквы е-и в безударных падежных окончаниях существительных» ((у) берёзки, (от) деревни, (к) дяде).

Проводя частичный пунктуационный анализ текста, обратим особое внимание шестиклассников на оформление прямой речи.


V. Написание изложения с элементами сочинения (задание 3 упр. 90).


Д. з.: упр. 14, 75.






Для любых предложений по сайту: [email protected]