Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Пунктуация как система правил - Синтаксис и пунктуация
I. Прямая речь (повторение) (проверка домашнего задания).
После проверки работы с упр. 171 предложим желающим дома составить забавное интервью с животным, или с насекомым, или с предметом и прочитать его на следующем уроке, чтобы одноклассники попробовали понять, с кем (с чем) это интервью состоялось.
II. Знаки препинания (вопросы (с. 74)).
Прежде чем приступить к изучению § 14, предложим ребятам перечислить известные им знаки препинания, записать их в тетрадь и затем сравнить с записью на с. 74. Ещё раз обратим внимание учащихся на то, что скобки и кавычки являются парным пунктуационным знаком.
По усмотрению учителя задание составить предложения с использованием каждого из знаков препинания можно перенести на дом как общее для всех или индивидуальное, или сократить, или предоставить учащимся возможность самим выбрать один из знаков препинания.
В сильном классе попросим ребят назвать те синтаксические конструкции, в которых может быть использован каждый знак препинания.
III. Тире между главными членами (упр. 182).
Напомним ребятам, что те понятия, которые используются в определении, называются родовыми по отношению к понятиям определяемым (видовым). Чтобы закрепить это понимание, попросим учеников после того, как они закончат каждое предложение, устно перечислить другие видовые понятия, которые могут быть определены через названное ими родовое, например: Другие разделы лингвистики: морфология, морфемика … . (См. предложение 1.)
IV. Пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложносочинённых предложениях (упр. 183, 185).
Прежде чем ребята начнут работу с упр. 183, попросим их вынести на доску возможные схемы построения предложений с обобщающим словом при однородных членах: [O, O и O -- O]. [O: O, O и O]. Предоставим возможность шестиклассникам выбрать два слова из ряда данных в упражнении и составить по одному предложению, соответствующему каждой из схем.
V. Предложения с вводными словами. Сравнительный оборот (упр. 186, 188).
Попросим учащихся устно прочитать предложения из упр. 186, включая поочерёдно разные вводные слова и объясняя, как меняется смысл высказывания, а затем записать первое и второе предложения с одним из вводных слов (по выбору). Поможем шестиклассникам точнее назвать смысловые изменения, которые вносят в предложения указанные в задании вводные слова (различные чувства говорящего, указание на источник информации, привлечение внимания собеседника к сообщению, установление порядка следования мысли).
Конкурс. Проведём конкурс на самое яркое (неожиданное, точное) сравнение: учащиеся за отведённое время (пять минут) составляют предложение по одной из частей фотоколлажа (на выбор) и предлагают вниманию одноклассников.
Д. з.: 1) упр. 189; 2) по желанию – упр. 179.
Резерв – упр. 180.