Изложение-миниатюра - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Изложение-миниатюра - Синтаксис и пунктуация

Цели урока: 1) тренировать учащихся в проведении многоаспектного анализа текста; 2) отрабатывать умение письменно сжато пересказывать текст.


I. Тренировка орфографических умений (упр. 209).

Один из вариантов работы с орфографическим минимумом – совместное орфографическое проговаривание каждого слова и толкование его значения и последующий лексический диктант: учитель читает толкование слова, использованного в орфографическом минимуме, а учащиеся записывают это слово в тетрадь.

1) Раздел лингвистики, изучающий связное речевое произведение – текст: особенности содержания, построения, языковые средства связи и т. д. 2) Часть текста, которая раскрывает одну из тем в рамках его основной темы. 3) Типы речи. 4) Построение художественного произведения. 5) Коллекция. 6) Формулировка. 7) Патриотический. 8) Очень большой (колоссальный). 9) Вызывающий чувство оскорбления. 10) Один из признаков текста, определяющий его цельность. 11) Арабские цифры. 12) Передавать чьё-либо высказывание дословно. 13) Уважение. 14) Слово, с помощью которого выражается просьба. 15) Слово, с помощью которого мы выражаем благодарность. 16) До свидания. 17) Извинение.


II. Типологический и стилистический анализ текста (упр. 227 (1)).

После выразительного чтения текста и определения типа и стиля речи (художественное повествование с элементами описания) попросим ребят назвать те языковые средства, которые способствуют созданию таких стилевых черт, как образность, выразительность, эмоциональность: эпитеты (огненный, яркий, горячий, чудный, редкий, волшебный удивительный (цветок), невиданная (власть)), олицетворения (переходят с места на место (деревья), шепчутся (деревья и травы)), сравнения ((сияет) огненным пламенем), предложения с рядами однородных членов (2, 9, 11, 15, 16). Подчеркнём, что эти выразительные языковые средства необходимы для создания образа оживающей в купальскую ночь природы и центрального образа текста – распускающегося папоротника.


III. Смысловой и композиционный анализ текста (упр. 227).

Предложим шестиклассникам определить тему текста (цветение папоротника и сила его цветка) и его идею (по народному поверью, папоротник цветёт в купальскую ночь, и цветок его наделяет человека невиданной силой). После этого попросим ребят подобрать заголовок, отражающий тему или идею текста («Удивительный цветок», «Чудесный цветок», «Волшебный цветок», «Чудо купальской ночи» и т. п.).

Напомним ученикам основное требование к формулировкам пунктов плана: они должны точно отражать содержание каждой микротемы и в то же время быть связанными с темой текста - «Папоротник». Одним из вариантов плана текста может быть следующий:

1. Чудо купальской ночи.

2. Огненный цветок.

3. Сила папоротника.

В сильном классе задние составить схемы связи предложений каждого абзаца можно дополнить заданием показать в схеме средства связи предложений:

1) [ ]

↓ ↓ ↓ ↓

2) [ ]. 3) [ ]. 4) [ ]. 5) [ ]. →6) [ он ]. →7) [ его ].→


8) [ она ]. → 9) [ эта почка ]. → 10) [ цветок ]. → 11) [это … цветок ]. → 12) [ он ].

13) [ этого удивительного цветка ]? → 14) [ цветок папоротника ]. → 15) [ этот человек ]. → 16) [ он ]. → 17) [ этим человеком ].


IV. Письменный сжатый пересказ.

В слабом классе организуем предварительную совместную работу по составлению сжатого пересказа (задание 3): поможем выбрать или составить такие предложения, которые раскрывали бы содержание микротем.

Примерный текст может выглядеть так: Люди верили, что в ночь накануне Ивана Купала совершается чудо – расцветает папоротник. Ровно в полночь лишь на миг распускается волшебный огненный цветок, такой яркий и горячий, что на него больно смотреть. Считалось, что человек, который отыщет цветок папоротника и успеет сорвать его, станет всесильным и узнает, где скрыты клады с сокровищами.


Д. з.: упр. 184.






Для любых предложений по сайту: [email protected]