Слитное и дефисное написание сложных имён существительных - Правописание сложных имён существительных - Имя существительное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Слитное и дефисное написание сложных имён существительных - Правописание сложных имён существительных - Имя существительное

Цели урока: формировать представление об условиях выбора слитного и дефисного написания сложных имён существительных и умение определять в соответствии с этими условиями их правильное написание.


I. Способы образования имён существительных (повторение) (проверка домашнего задания; упр. 298 (в слабом классе), упр. 299 (в сильном классе)).

По своему усмотрению учитель предлагает сделать сообщение по теме упражнения 306 отдельным ученикам или проводит фронтальный опрос по данному в упражнении плану.

Проверяя, как ребята справились с заданием упражнения 305, обратим их внимание на необходимость точного отражения в заголовке идеи текста: «Волшебная сила слов», «Власть слова» и т. п.


II. Слитное и дефисное написание сложных имён существительных (текст (с. 138), упр. 310 (1, 2)).

После внимательного чтения текста на с. 138 попросим учащихся по памяти перечислить те условия, которые определяют выбор дефисного написания имён существительных, и проведём взаимодиктант: предложим ребятам самостоятельно перечитать текст, запоминая примеры, закрыть книги и по очереди продиктовать эти примеры одноклассникам.

Поможем шестиклассникам продолжить список сложных существительных, а также существительных в роли приложения (термин не вводится), которые используются в русских народных сказках (упр. 310 (1)): жар-птица, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, меч-кладенец, кошелёк-самотряс, лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, комар-пискун, блоха-попрыгуха и т. д.


III. Подготовка к написанию сочинения-миниатюры по картине В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт» (упр. 310 (3) (устно)).

Готовя учащихся к написанию сочинения-миниатюры по картине В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт», напомним им обстоятельства создания этого полотна: это одна из трёх картин, написанных Васнецовым в период, когда прокладывалась железная дорога в Донецкий край и велось освоение его природных богатств. Эти полотна были созданы по заказу Саввы Мамонтова как сказочные иллюстрации к происходящим событиям. Сюжеты выбирал сам художник. Известная шестиклассникам картина «Три царевны подземного царства» символизировала богатство недр осваиваемых земель, «Битва скифов со славянами» воссоздавала сюжет из истории Донецкого края, а на картине «Ковёр-самолёт» изображалось волшебно быстрое средство передвижения.

После этого предложим ребятам поработать с упр. 310 (3). Шестиклассники назовут имя любимого героя народных сказок, изображённого на картине, - Иванушка-дурачок, и отметят, что персонаж изображён в тот момент, когда уже обнаружил свою ловкость и отвагу и возвращается победителем: в драгоценном одеянии стоит он на летящем в небесном просторе ковре и сжимает кольцо золотой клетки с сияющей Жар-птицей.

Организуем беседу по картине, предоставляя учащимся возможность высказаться и передать свои впечатления.

- Рассмотрите внимательно фигуру сказочного героя и опишите его позу, выражение лица, одежду. (Иванушка уверенно управляет полётом волшебного ковра. Сказочный герой стоит в неизмеримом небесном просторе, бесстрашно выпрямившись, и зорко вглядывается вдаль. Лицо его серьёзно: он осознаёт, какие опасности ему ещё предстоит преодолеть. Брови героя сдвинуты, губы плотно сжаты. На Иване парчовый кафтан, полы которого разлетаются от быстрого движения, и золочёная шапка с отворотом. Правой рукой он придерживает драгоценные ножны с волшебным мечом, а левой сжимает золотое кольцо заветной клетки с жар-птицей, оперенье которой сияет, как солнце.)

- Опишите пейзаж, изображённый на картине. В какое время суток происходят на полотне сказочные события? Как художник написал небо? Какой предстаёт русская земля? (Ковёр-самолёт несёт сказочного героя в вечернем небе. Сгущаются розовато-серые тени, вечерний туман застилает пейзаж. Сквозь толщу сизых облаков пробивается тусклый свет бледного месяца. Ковёр несётся, поднявшись выше ночных птиц, над лесами и реками. В реке отражаются прибрежные кусты, туман обволакивает перелески, смягчая очертания деревьев. С высоты птичьего полёта обычный русский северный пейзаж предстаёт, как таинственное волшебное виденье, как заповедный сказочный край, полный неведомых чудес.)

- Какую мечту выразил русский народ, создавая в своей фантазии образ ковра-самолёта? Как воплотил эти мечты художник? (Русские люди мечтали о быстром перемещении в пространстве, о свободном полёте. Людям хотелось посмотреть на землю с высоты птичьего полёта. Эти мечты выражает художник в своём полотне, изобразив любимого народом сказочного героя, покорившего воздушные пространства.)

Составленный в совместной работе (в слабом классе) или самостоятельно (в сильном классе) план может выглядеть так:

1. Сюжет картины В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт».

2. Образ сказочного героя: поза, выражение лица, одежда.

3. Пейзаж: небо, реки, леса.

4. Моё впечатление от картины.

Один из вариантов проведения словарной работы - объяснительный диктант.

Задание. Запишите под диктовку словосочетания, объясняя изученные орфограммы.

Волшебный ковёр, неизмеримый небесный простор, бесстрашно выпрямившись, зорко вглядывается; парчовый кафтан, золочёная шапка с отворотом, драгоценные ножны, заветная клетка с жар-птицей, розовато-серые тени, толща сизых облаков, тусклый свет бледного месяца, обволакивает перелески, русский северный пейзаж, таинственное волшебное виденье, заповедный сказочный край, полный неведомых чудес.


Д. з: 1) упр. 310 (3); 2) индивид. зад. – упр. 309.






Для любых предложений по сайту: [email protected]