Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Правописание суффиксов прилагательных - Правописание букв н - нн в именах прилагательных, образованных от существительных - Имя прилагательное
Цели урока: 1) проверить основные умения учащихся по теме «Словообразование имён прилагательных»; 2) формировать умение выбирать н или нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
I. Словообразование имён прилагательных (повторение) (проверка домашнего задания, самостоятельная работа).
Ученики, подготовившие контрольные вопросы по § 28 (упр. 411 - индивидуальное задание), предлагают их классу и вносят коррективы и необходимые дополнения в ответы одноклассников.
Предоставим возможность ученикам в течение минуты ещё раз перечитать слова орфографического минимума, запоминая их написание, а затем попросим закрыть книги и проведём самостоятельную работу.
Самостоятельная работа
Примечание. За выполнение самостоятельной работы выставляется две оценки: за орфографическое и пунктуационное оформление и за выполнение грамматических заданий.
Задание 1. Запишите прилагательные в составе словосочетаний прил. + сущ. (главное слово). Суффиксы прилагательных выделите.
Электронный, клеёнчатый, религиозный, магнитофонный, интеллигентный, ветеринарный.
Задание 2. Запишите прилагательные приёмом поморфемного письма.
Стремительный, пародийный, бессмысленный, сельскохозяйственный, режиссёрский.
Задание 3. Запишите прилагательные в составе словообразовательных пар и укажите способ и средство (-а) их образования.
Бессмысленный, атмосферный, питательный, коллекционный, грамматический.
Задание 4. Запишите прилагательные в составе словообразовательных цепочек, показывающих последовательность их образования.
Спасительный, антисанитарный.
Задание 5. Запишите прилагательные и объясните их значения путём подбора синонимов или путём толкования.
Исполинский, монотонный, знаменитый.
II. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных (текст на с. 177-178; упр. 414).
Один из вариантов работы с текстом на с. 177-178 – внимательное чтение с попутным приведением своих примеров при направляющей роли учителя (например, учитель называет существительные, а ученики образуют от него с помощью соответствующего суффикса прилагательные) и совместное составление схемы на основе информации текста, например:
Работу с упражнением 414 можно провести в форме объяснительного самодиктанта.
Д. з.: 1) задание на с. 178; 2) на повторение – упр. 387 с дополнительным заданием: объяснить написание прилагательных; 3) индив. зад. - упр. 416.