Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Выразительные возможности имени прилагательного - Имя прилагательное в тексте - Имя прилагательное
Цели урока: 1) расширить и углубить представление учащихся о роли прилагательных в художественном тексте; 2) тренировать учащихся в проведении текстоведческого анализа.
I. Использование относительных прилагательных в значении качественных (проверка домашнего задания).
Поможем шестиклассникам сделать в ответах по теме упражнения 460 вывод о том, что относительные прилагательные, выступая в значении качественных, приобретают переносное значение, например: серебряная брошь (относ.) – брошь из серебра; серебряный дождь (кач.) – дождь, напоминающий цветом или какими-либо другими характеристиками серебро.
В случае необходимости внесём следующие дополнения в ответы учащихся по заданиям 475: «Лексический повтор прилагательного золотой, употреблённого в переносном значении «блестящё-жёлтый, цвета золота», используется для выражения главной мысли текста, которая заключена в первом предложении: «Весь лес был золотым». Каждое последующее предложение текста, кроме последнего, раскрывает, иллюстрирует эту мысль, присоединяясь к первому параллельной связью с помощью лексического повтора. Последнее предложение связано с предыдущими с помощью союза и, а также ограничительной частицы только».
Конкурс. По своему усмотрению учитель может провести конкурс на самое яркое и выразительное предложение, составленное по второй иллюстрации на с. 203.
После этого предоставим слово учащемуся, готовившему индивидуальное задание, – упражнение 472.
II. Выразительные возможности прилагательных (текст (с. 204), сообщения по заданиям упр. 478, упр. 479-481).
После внимательного чтения текста на с. 204 предложим учащимся сильного класса процитировать по памяти стихотворные строки, в которых прилагательные использованы в роли эпитетов.
В слабом классе прочитаем несколько стихотворных строк и попросим учеников выполнить следующее задание.
Задание. Послушайте поэтические строки. Назовите прилагательные в роли эпитетов и попытайтесь определить, с какой целью они были использованы в поэтическом тексте.
1) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 2) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора… (Ф. Тютчев) 3) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный… (И. Бунин) 4) И только жаба важная, как будто напоказ, дородная и важная, из тины пучит глаз (Саша Чёрный).
Предоставим слово ученикам, готовившим дома в качестве индивидуального задания упражнение 478, и попросим остальных учащимся определить, кому из выступающих удалось составить наиболее убедительную рекламу словарика эпитетов.
Конкурс. Предложим ребятам после записи и объяснения написания словосочетаний, приведённых в упражнении 479, выбрать одно из них для составления предложения, и после проведённой работы поучаствовать в авторском конкурсе.
В ходе проведения текстоведческого анализа текста упражнения 481 подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания: «Тема текста – деревья. В этом художественном рассуждении Николай Сладков выражает мысль о том, что среди деревьев каждого вида, похожих друг на друга, существуют особенные, отличные от остальных, удивительные, по его словам, деревья.
Текст состоит из двух смысловых частей, оформленных в виде абзацев. Первая часть рассуждения открывается тезисом «У каждого дерева свой вид». Этот тезис иллюстрируется и, таким образом, подтверждается аргументами, выраженными в трёх последующих предложениях. Вторая часть рассуждения открывается контраргументом – аргументом, который не подтверждает тезис, а противоречит ему. Являясь контраргументом по отношению к первому тезису, это высказывание становится аргументом тезиса, выраженного последнем предложении, - «И встречаются в лесу деревья удивительные, на свою родню непохожие».
Д. з.: упр. 477, 483.
Резерв – упр. 465.
Резерв. Контрольная работа № 4. Сочинение по картине Н. А. Пластова «Саня Маликов» (упр. 482).