Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Постоянные морфологические признаки глагола - Глагол как часть речи - Глагол
Цели урока: 1) углубить представление учащихся о значении категорий вида, переходности, возвратности; 2) тренировать учащихся в использовании глагольных форм для описания действий.
I. Вид глагола (проверка домашнего задания).
Предоставим слово ученикам, подготовившим в качестве индивидуального задания упражнение 487, и после прослушивания текстов по предложенным темам попросим всех ребят подумать над вопросами, поставленными в задании, а отвечающим доверим роль экспертов. В ответах должны прозвучать следующие мысли: «Основная задача первого текста – описать начало урагана, стремительность его движения и результаты его разрушительной силы. Именно поэтому в этом тексте уместно использовать глаголы совершенного вида. Во втором тексте уместнее использовать глаголы несовершенного вида, так как он должен представлять собой описание тумана, который постепенно застилает овраг и всё вокруг».
После проверки письменной части домашней работы предложим ребятам выслушать сообщение по теме упражнения 491 ученика, подготовившего его в качестве индивидуального задания.
II. Глаголы переходные и непереходные (упр. 492, 493).
Предложим учащимся сначала восстановить графический облик данных в упражнении 492 глаголов и объяснить выбор гласных в корнях с чередованием и в личных окончаниях глаголов, а затем выполнить задание 2.
Прежде чем ученики слабого класса приступят к выполнению задания 2 упражнения 492, выясним, вполне ли им понятен термин косвенные падежи.
В результате работы с упражнением 493 шестиклассники должны сделать вывод о том, что прямые дополнения – дополнения, выраженные существительными в винительном падеже без предлога, - распространяют сказуемые, выраженные переходными глаголами.
III. Глаголы возвратные и невозвратные (задания на с. 6, упр. 494).
Поможем шестиклассникам понять значения приведённых в составе пар возвратных глаголов: 1) действие лица, направленное на самого себя или на свою принадлежность: вытираться, мыться, застегнуться; 2) действие взаимное, направленное двумя или несколькими лицами друг на друга: встречаться, целоваться, обниматься; 3) действие как постоянная характеристика какого-либо предмета: кусаться, бодаться, жечься.
IV. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» (упр. 496 (устно)).
1. Слово учителя.
Расскажем ребятам, что изображённая на картине В. И. Сурикова старинная игра проводилась в прощёное воскресенье – последний день масленичной недели.
Казаки строили городок изо льда и снега. Воздвигали зубчатые стены, вдоль стен лепили снежные пушки, фигуры пеших и конных казаков.
Поутру защитники с хворостинами, метлами, трещотками окружали крепость, а поодаль на лошадях располагались нападающие. Раздавался сигнал - и нападающие переходили в наступление. Они должны были прорваться сквозь стену защитников, которые стегали лошадей метлами и хворостинами, пугали трещотками. Лошади пугались и поворачивали назад, но всадники снова бросали их в атаку. Наконец самый смелый и удачливый всадник пробивался сквозь ряды защитников и, ломая стену, врывался на коне в городок. Именно этот момент – стремительное движение коня, разбивающего снежную стену, - художнику удалось запечатлеть на холсте.
"Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", - так определял тему своей картины художник. Тема удали и силы, широкой казацкой натуры будет звучать и в более поздних полотнах Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин».
2. Беседа по вопросам.
- Перечислите тех, кто изображён на картине. (В центре картины изображён всадник на коне, который разбивает снежную стену крепости. Это победитель. Защитники крепости с хворостинами оказываются позади него. Справа на картине в дорожных санях (кошеве) с накинутым на спинку цветастым ковром сидят знатные казаки и казачки, наблюдающие за забавой, слева столпились девушки, парни, замужние женщины, ребятишки – всем интересна эта весёлая, живая, азартная игра).
- Опишите действия всадника, врывающегося в крепость, и его коня. (Победитель изображён в стремительном движении. Фигура его словно слилась в едином порыве с фигурой лошади: всадник и конь прекрасно понимают друг друга, оба они разгорячены и охвачены азартом. Казак-победитель всем телом подался вперёд, правой рукой он сбивает ледяные фигуры, украшавшие снежную крепость, левой напряжённо сдерживает разгорячённого коня. Глаза всадника горят удалым огнём, взгляд устремлён на сбиваемые фигуры. Конь в мощном прыжке переносит всадника через преграду. Передние копыта его вскинуты, и во все стороны летят из-под них комья снега. Молодой, норовистый конь под всадником: закусил удила, выдувает раздутыми ноздрями горячий воздух, сверкает огненными глазами. Грива его разметалась от стремительного движения.)
- Опишите действия защитников крепости. (Защитники снежного городка оказались за спиной победителя. Они продолжают в азарте размахивать хворостинами, и на их лицах целая гамма чувств: одни от души веселятся, другие раздосадованы победой противников, третьи готовы продолжить сражение. Ближе всех спиной к зрителю изображён юноша, который в пылу сражения потерял шапку. Он отклонился назад от сбивающего преграду коня и защищается левой рукой, по-прежнему сжимая в левой хворостину. Чуть поодаль в светлой нарядной бекеше вслед всаднику смотрит юноша с весёлым румяным лицом. Он поднял вверх руку с хворостиной, как будто приветствует противника.)
- Как изображены казаки, которые не участвуют в игре? (Они изображены в живых позах: казаки увлечённо следят за зрелищем, они развернулись по направлению к всаднику, их весёлые, оживлённые взгляды прикованы к движениям коня и казака-победителя.)
3. Объяснительно-распределительный диктант.
Задание. Запишите под диктовку глаголы, которые называют действия изображённых на картине казаков, распределяя слова в три столбика.
Казак-победитель |
Конь |
Защитники крепости |
Наблюдатели |
Располагаться, прорваться, стегать, пугать, разметаться, подбадривать, нестись, пробиться, ворваться, разбивать, хохотать, толпиться, сшибать, слиться, сверкать, разгорячиться, сбивать, сдерживать, лететь, закусить удила, успеть, размахивать, перескакивать, грозить, веселиться, приветствовать, защищаться, грозить, сжимать, следить.
Д. з.: упр. 496 письменно.