О курсе русского языка в 6 классе - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

О курсе русского языка в 6 классе - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни. В социокультурных условиях начала XXI в. формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации ребёнка. Если говорить о новом УМК, то он ориентирован на коммуникативное развитие личности. Это реализуется, если говорить обобщённо, в направленности его методического аппарата на формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои, умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими вкоммуникативную составляющую целеполагания для учебного предмета “Русский язык”. С этих позиций требования к результатам освоения программы, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляются в стандарте второго поколения на двух уровнях — метапредметном и предметном. И более подробно мы остановимся на этом, раскрывая предметные результаты обучения. В самом общем виде они могут быть сформулированы как существенное продвижение в овладении различными видами аудирования и чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Коммуникативные универсальные учебные действия самым непосредственным образом связаны с познавательными. Язык и мышление неразрывно связаны (это основы теории обучения русскому языку), поэтому познавательные универсальные учебные действия выражаются в умении формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, которые опровергают или доказывают определённый тезис. Это и информационные умения, связанные с извлечением необходимой информации из различных источников.

Особое место в новом УМК занимает работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий, которые связаны с умением ребёнка планировать последовательность своих действий, изменять стратегию своего общения, осуществлять самоконтроль, оценку, самооценку, самокоррекцию.

В соответствии с Примерной программой по русскому языку1 процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа текста, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. Обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

Таким образом, актуальной остаётся мысль о том, что “лингвистические сведения учащимся даются, прежде всего, для развития их мышления, но развитое мышление, конечно, облегчает совершенствование речи” (Л. Федоренко). Поэтому осознаётся необходимость формирования познавательных универсальных учебных действий, среди которых называются следующие1:

— адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемую зрительно или на слух;

— овладеть различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками;

— передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;

— излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, аннотации;

— отбирать и систематизировать материал на определённую тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом условий общения;

— делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации, схемы, таблицы и т. п.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета “Русский (родной) язык” на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем — на качество овладения профессиональными навыками.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

В свете актуализации метапредметных результатов обучения в стандарте второго поколения русский язык как учебный предмет в системе школьного образования приобретает особый статус, особое значение.

Таким образом, изучение курса русского языка в 6 классе призвано обеспечить развитие основных умений и навыков учащихся, формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции.


1 Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 112 с. — (Стандарты второго поколения).






Для любых предложений по сайту: [email protected]