Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год
Итоговая контрольная работа - Синтаксис и пунктуация - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Цель: развитие умений устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка, создавать текст в соответствии с темой, ситуацией и сферой общения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Ход урока:
Учащимся предлагаются два текста об адмирале Ф. Ф. Ушакове: учебно-научного и художественного стилей речи. Далее учащиеся выполняют задания к тексту. На основании информации этих текстов предлагается написать сочинение на одну из тем.
Текст 1
1) Русский флотоводец Ф. Ф. Ушаков родился в 1744 году в небогатой дворянской семье.
2) В 16 лет Ушаков поступил кадетом в Морской корпус в Петербурге. 3) Морской флот тогда находился в упадке, но вступившая на престол Екатерина II активно взялась за его восстановление.
4) Россия готовилась к новой войне с Турцией, а для успешной борьбы требовалось построить флот на Азовском и Чёрном морях.
5) Первая битва, в которой отличился флотоводец, произошла на Чёрном море. 6) Она закончилась разгромом турецкого флота. 7) Фёдор Ушаков был назначен командующим эскадрой.
8) Решающее сражение должно было произойти у мыса Калиакрия, и именно здесь русские корабли под командованием Ф. Ушакова одержали решительную победу.
9) Одним из многочисленных подвигов Ушакова было взятие атакой с моря крепости на острове Корфу.
10) А. В. Суворов, узнав о подвигах русских моряков и их командира Ф. Ушакова, воскликнул:
11) — Ура Русскому флоту! 12) Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом!
(Ю. Н. Лубченков. Герои русской истории)
Задания
1. В данном перечне прилагательных найдите «лишнее», объясните свой выбор. Учтите, что могут быть варианты ответа: русский, решительный, морской. (Ответ: «лишнее» слово решительный, т. к. это качественное прилагательное. Возможен ответ: «лишнее» слово морской, т. к. прилагательные русский и решительный могут быть характеристикой человека, а слово морской — нет.)
2. Какие из указанных прилагательных не могут сочетаться со словом победа: случайная, сокрушительная, окончательная, морская?
3. Укажите номера сложных предложений.
4. Выполните полный синтаксический разбор 1-го и 8-го предложений.
5. Докажите, что этот текст — повествование.
Текст 2
Капитан второго ранга Ф. Ф. Ушаков, будущий прославленный адмирал, был назначен на почётнейшую должность — командиром царской яхты. Однако его придворная карьера не состоялась из-за... уважения к морским традициям.
Поздно вечером, приняв на борт государыню Екатерину II, яхта вышла в море. Поход предстоял недолгий — всего до Петергофа. В 24 часа Фёдор Фёдорович приказал бить склянки, вахтенный офицер замялся и кивнул на царскую каюту.
«Традиция есть традиция», — отрезал Ушаков.
Отбили склянки, и вдруг на палубу выскочила встревоженная императрица.
«Что случилось? » — испуганно спросила она.
Ушаков объяснил.
«Странно, почему их раньше не били? Продолжайте, раз положено», — успокоилась Екатерина.
Инцидент был исчерпан на высшем уровне, но морское начальство поспешило убрать «непонятливого» Ушакова подальше от царственной особы.
Задания
1. Подберите синоним к слову замялся. (Смутился, растерялся.)
2. Укажите верное значение слова инцидент: а) случай, происшествие (обычно неприятное); б) нарушение принятого течения дел.
3. Выпишите устойчивое выражение бить склянки. Приведите ещё примеры устойчивых выражений.
4. В данном перечне прилагательных найдите «лишнее», объясните свой выбор. Учтите, что могут быть варианты ответа: почётнейший, придворный, высший. (Ответ: «лишнее» слово придворный, т. к.: 1) остальные прилагательные качественные; 2) это слово может выступать в роли существительного, например, вошли придворные.)
5. Подчеркните грамматические основы в предложении «Традиция есть традиция», — отрезал Ушаков.
Темы для сочинений
1. О каких чертах характера Ф. Ф. Ушакова свидетельствует этот эпизод? (Верен морским традициям, не стремится угодить начальству.)
2. Чем прославился в истории России Ф. Ф. Ушаков?
3. О каких победах русского оружия и русского духа вы знаете?
4. В марте 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был утверждён орден Ушакова, которым награждались офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских активных операций. Напишите, почему именно этот орден был утверждён в такое непростое для страны время.
5. В одном из приказов, отданных Ушаковым о следовании отряда, адмирал пишет: «Только берегите людей и здоровье; сие есть всего прочего важнее». Как вы думаете, о каких качествах характера Ф. Ушакова это говорит?
Вариант организации итогового контроля — изложение с продолжением (и/или сочинительной частью — рассуждением).
Цель: проверка уровня сформированности умений передавать содержание текста с учётом заданных условий, продолжать текст в соответствии с темой, ситуацией и сферой общения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Текст для работы
1) Однажды заспорили Ветер и Скала: кто на свете самый упрямый?
2) — Я самая упрямая, — сказала Скала. — 3) Сколько лет ты на меня дуешь, а я стою.
4) — Нет, я самый упрямый, — сказал Ветер. — 5) Сколько лет ты стоишь, а я всё равно дую.
6) — Меня не сдуешь. 7) Я как стояла, так и буду стоять.
8) — Меня не перестоишь. 9) Я как дул, так и буду дуть.
10) Долго они спорили. 11) Уже и осень прошла, и зима.
12) Наступила весна, и из трещины в скале пробилась тоненькая Травинка и стала тянуться вверх.
13) Солнце жгло, а она тянулась вверх. 14) Навстречу потокам дождя, навстречу лучам солнца. 15) Травинка была ...
16) — Вот кто самый упрямый, — сказала Скала. —
17) Уж как я старалась её не пускать, зажимать, удерживать, а она всё равно пробилась и тянется вверх.
18) — А я её гнул, рвал, сдувал, а она всё-таки тянется вверх, — сказал Ветер. — 19) И почему она тянется вверх?
20) — Из упрямства. 21) Делать-то ей вверху нечего.
22) Но ты же видишь: дождь льёт на неё сверху вниз, лучи падают на неё сверху вниз, вот она и тянется снизу вверх.
23) Из упрямства, из чувства противоречия.
24) — Лишь бы сделать по-своему, — вздохнул Ветер.
25) А Травинка всё поднималась и поднималась вверх, потому что ...
(Потому что она была живая.)
Задания
1. Сократите часть текста (10—11-е предложения).
2. Дополните текст описанием Травинки (15-е предложение).
3. Завершите текст.
Вариант задания: текст дан с окончанием; предлагается вопрос для рассуждения: хорошо ли быть упрямым и почему?
Вариант организации итогового контроля — диктант с творческим заданием.
1) Михаил Ломоносов ...
2) Сегодня даже просто перечислить всё сделанное этим великим человеком представляет немалую трудность.
3) Он был первым нашим поэтом и первым физиком.
4) Он был великим знатоком российского языка, в основе нынешней нашей грамматики лежит «Грамматика» Ломоносова. 5) Он был химиком, астрономом, механиком и художником. 6) Ему принадлежат большие труды по здравоохранению, географии, минералогии, картографии и философии. 7) Книга Ломоносова «Древняя российская история» была первым печатным трудом по русской истории и первым учебником. 8) Ломоносов первым указал возможность пройти на восток северными морями. 9) Во время наблюдения за Венерой он предположил существование на ней атмосферы.
10) Есть у Ломоносова ещё достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. 11) Ломоносов был верным и преданным сыном России. 12) И был он высоким гражданином Отечества. 13) Умел за себя постоять и не дорожить покровительством своих меценатов, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. 14) Послушайте, как пишет он Шувалову, высокому своему начальнику, который вздумал было над Ломоносовым смеяться: «Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но и у господа моего Бога дураком быть не хочу». 15) Эти строчки мы находим у Пушкина, который высоко чтил Ломоносова и говорил о нём: «Он был первым нашим университетом».
Задания
1. Укажите номера предложений с однородными членами.
2. Укажите номера сложных предложений.
3. Напишите, о каких учёных, принёсших славу российской науке, вы знаете.