Итоговая контрольная работа - Синтаксис и пунктуация - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Итоговая контрольная работа - Синтаксис и пунктуация - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Цель: развитие умений устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка, создавать текст в соответствии с темой, ситуацией и сферой общения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Ход урока:

Учащимся предлагаются два текста об адмирале Ф. Ф. Ушакове: учебно-научного и художественного стилей речи. Далее учащиеся выполняют задания к тексту. На основании информации этих текстов предлагается написать сочинение на одну из тем.

Текст 1

1) Русский флотоводец Ф. Ф. Ушаков родился в 1744 году в небогатой дворянской семье.

2) В 16 лет Ушаков поступил кадетом в Морской корпус в Петербурге. 3) Морской флот тогда находился в упадке, но вступившая на престол Екатерина II активно взялась за его восстановление.

4) Россия готовилась к новой войне с Турцией, а для успешной борьбы требовалось построить флот на Азовском и Чёрном морях.

5) Первая битва, в которой отличился флотоводец, произошла на Чёрном море. 6) Она закончилась разгромом турецкого флота. 7) Фёдор Ушаков был назначен командующим эскадрой.

8) Решающее сражение должно было произойти у мыса Калиакрия, и именно здесь русские корабли под командованием Ф. Ушакова одержали решительную победу.

9) Одним из многочисленных подвигов Ушакова было взятие атакой с моря крепости на острове Корфу.

10) А. В. Суворов, узнав о подвигах русских моряков и их командира Ф. Ушакова, воскликнул:

11) — Ура Русскому флоту! 12) Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом!

(Ю. Н. Лубченков. Герои русской истории)

Задания

1. В данном перечне прилагательных найдите «лишнее», объясните свой выбор. Учтите, что могут быть варианты ответа: русский, решительный, морской. (Ответ: «лишнее» слово решительный, т. к. это качественное прилагательное. Возможен ответ: «лишнее» слово морской, т. к. прилагательные русский и решительный могут быть характеристикой человека, а слово морской — нет.)

2. Какие из указанных прилагательных не могут сочетаться со словом победа: случайная, сокрушительная, окончательная, морская?

3. Укажите номера сложных предложений.

4. Выполните полный синтаксический разбор 1-го и 8-го предложений.

5. Докажите, что этот текст — повествование.

Текст 2

Капитан второго ранга Ф. Ф. Ушаков, будущий прославленный адмирал, был назначен на почётнейшую должность — командиром царской яхты. Однако его придворная карьера не состоялась из-за... уважения к морским традициям.

Поздно вечером, приняв на борт государыню Екатерину II, яхта вышла в море. Поход предстоял недолгий — всего до Петергофа. В 24 часа Фёдор Фёдорович приказал бить склянки, вахтенный офицер замялся и кивнул на царскую каюту.

«Традиция есть традиция», — отрезал Ушаков.

Отбили склянки, и вдруг на палубу выскочила встревоженная императрица.

«Что случилось? » — испуганно спросила она.

Ушаков объяснил.

«Странно, почему их раньше не били? Продолжайте, раз положено», — успокоилась Екатерина.

Инцидент был исчерпан на высшем уровне, но морское начальство поспешило убрать «непонятливого» Ушакова подальше от царственной особы.

Задания

1. Подберите синоним к слову замялся. (Смутился, растерялся.)

2. Укажите верное значение слова инцидент: а) случай, происшествие (обычно неприятное); б) нарушение принятого течения дел.

3. Выпишите устойчивое выражение бить склянки. Приведите ещё примеры устойчивых выражений.

4. В данном перечне прилагательных найдите «лишнее», объясните свой выбор. Учтите, что могут быть варианты ответа: почётнейший, придворный, высший. (Ответ: «лишнее» слово придворный, т. к.: 1) остальные прилагательные качественные; 2) это слово может выступать в роли существительного, например, вошли придворные.)

5. Подчеркните грамматические основы в предложении «Традиция есть традиция», — отрезал Ушаков.

Темы для сочинений

1. О каких чертах характера Ф. Ф. Ушакова свидетельствует этот эпизод? (Верен морским традициям, не стремится угодить начальству.)

2. Чем прославился в истории России Ф. Ф. Ушаков?

3. О каких победах русского оружия и русского духа вы знаете?

4. В марте 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был утверждён орден Ушакова, которым награждались офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских активных операций. Напишите, почему именно этот орден был утверждён в такое непростое для страны время.

5. В одном из приказов, отданных Ушаковым о следовании отряда, адмирал пишет: «Только берегите людей и здоровье; сие есть всего прочего важнее». Как вы думаете, о каких качествах характера Ф. Ушакова это говорит?

Вариант организации итогового контроля — изложение с продолжением (и/или сочинительной частью — рассуждением).

Цель: проверка уровня сформированности умений передавать содержание текста с учётом заданных условий, продолжать текст в соответствии с темой, ситуацией и сферой общения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Текст для работы

1) Однажды заспорили Ветер и Скала: кто на свете самый упрямый?

2) — Я самая упрямая, — сказала Скала. — 3) Сколько лет ты на меня дуешь, а я стою.

4) — Нет, я самый упрямый, — сказал Ветер. — 5) Сколько лет ты стоишь, а я всё равно дую.

6) — Меня не сдуешь. 7) Я как стояла, так и буду стоять.

8) — Меня не перестоишь. 9) Я как дул, так и буду дуть.

10) Долго они спорили. 11) Уже и осень прошла, и зима.

12) Наступила весна, и из трещины в скале пробилась тоненькая Травинка и стала тянуться вверх.

13) Солнце жгло, а она тянулась вверх. 14) Навстречу потокам дождя, навстречу лучам солнца. 15) Травинка была ...

16) — Вот кто самый упрямый, — сказала Скала. —

17) Уж как я старалась её не пускать, зажимать, удерживать, а она всё равно пробилась и тянется вверх.

18) — А я её гнул, рвал, сдувал, а она всё-таки тянется вверх, — сказал Ветер. — 19) И почему она тянется вверх?

20) — Из упрямства. 21) Делать-то ей вверху нечего.

22) Но ты же видишь: дождь льёт на неё сверху вниз, лучи падают на неё сверху вниз, вот она и тянется снизу вверх.

23) Из упрямства, из чувства противоречия.

24) — Лишь бы сделать по-своему, — вздохнул Ветер.

25) А Травинка всё поднималась и поднималась вверх, потому что ...

(Потому что она была живая.)

Задания

1. Сократите часть текста (10—11-е предложения).

2. Дополните текст описанием Травинки (15-е предложение).

3. Завершите текст.

Вариант задания: текст дан с окончанием; предлагается вопрос для рассуждения: хорошо ли быть упрямым и почему?

Вариант организации итогового контроля — диктант с творческим заданием.

1) Михаил Ломоносов ...

2) Сегодня даже просто перечислить всё сделанное этим великим человеком представляет немалую трудность.

3) Он был первым нашим поэтом и первым физиком.

4) Он был великим знатоком российского языка, в основе нынешней нашей грамматики лежит «Грамматика» Ломоносова. 5) Он был химиком, астрономом, механиком и художником. 6) Ему принадлежат большие труды по здравоохранению, географии, минералогии, картографии и философии. 7) Книга Ломоносова «Древняя российская история» была первым печатным трудом по русской истории и первым учебником. 8) Ломоносов первым указал возможность пройти на восток северными морями. 9) Во время наблюдения за Венерой он предположил существование на ней атмосферы.

10) Есть у Ломоносова ещё достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. 11) Ломоносов был верным и преданным сыном России. 12) И был он высоким гражданином Отечества. 13) Умел за себя постоять и не дорожить покровительством своих меценатов, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. 14) Послушайте, как пишет он Шувалову, высокому своему начальнику, который вздумал было над Ломоносовым смеяться: «Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но и у господа моего Бога дураком быть не хочу». 15) Эти строчки мы находим у Пушкина, который высоко чтил Ломоносова и говорил о нём: «Он был первым нашим университетом».

Задания

1. Укажите номера предложений с однородными членами.

2. Укажите номера сложных предложений.

3. Напишите, о каких учёных, принёсших славу российской науке, вы знаете.






Для любых предложений по сайту: [email protected]