Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- - Лексикология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- - Лексикология, орфография. Культура речи - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Цель: углубление понятия о чередовании — изменении звука/буквы в корне; развитие орфографической зоркости, умения составлять и использовать алгоритм орфографического правила.

Ход урока:

I. Орфографический тренинг позволяет вспомнить алгоритм написания корней -лаг-/-лож-, -бер-/-бир-, -раст-/-рос- и других, изученных в 5 классе.

Работа с эпиграфом.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)

Как вы понимаете значение этого высказывания? Подберите однокоренные слова к слову творим. (Творчество, творец, творческий.)

II. Углубление понятия о чередовании — об изменении звука/буквы в корне.

Материал для наблюдения — упражнение 115 — позволяет учащимся сделать вывод о выборе написания гласной в корнях -скак-/-скоч-, закрепить эти наблюдения чтением правила. Выполнение упражнения 116 даёт возможность для разговора о традиционном написании приставок и приставок пре-/при-.

Упражнение 118 — выбор гласной в корнях -равн-/ -ровн-, теоретический материал.

Упражнение 124 — выбор гласной в корнях -твар-/ -твор-.

Для составления алгоритма орфографического правила о выборе гласной (задание упражнения 123) предлагаем обратиться к «Советам помощника».

III. Развитие орфографической зоркости; умения составлять и использовать алгоритм орфографического правила.

Упражнения 117, 125.

IV. Развитие умений читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста.

Упражнение 121.

Домашнее задание: упражнения 119—120.

Дополнительный материал

Может быть использован как индивидуальное задание.

Предполагаем, ты знаешь, что из тех, кто живёт на суше, самый большой — слон. Он весит столько, сколько весят два бегемота, каждый из которых весит столько, сколько весят три буйвола, каждый из которых весит столько, сколько весят четыре лошади, каждая из которых весит столько, сколько весят пять баранов, каждый из которых весит столько, сколько двадцать пять кошек.

Предположим, кошка весит два килограмма.

Ну-ка посчитай, сколько весит слон?

Для того чтобы уравновесить одного слона, понадобятся три тысячи кошек!

А для того, чтобы уравновесить одного кита, понадобятся двадцать пять слонов!

Переведём слонов в кошки. Что же у нас получается?

Для того чтобы уравновесить одного кита, понадобится семьдесят пять тысяч кошек!

Теперь ты легко разберёшься, сколько весит кит.

Задания

1. Подчеркните все слова, в которых есть корни с чередованием гласных. Графически укажите выбор написания.

2. Посчитайте и запишите, сколько же весят все перечисленные в этом тексте животные.






Для любых предложений по сайту: [email protected]