Развитие умений представлять информацию в разных видах - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Развитие умений представлять информацию в разных видах - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Умение преобразовывать информацию, представлять её в разных видах можно развивать, выполняя задания упражнений: 161 (устаревшие слова), 168 (лексика русского языка), 494 (оформление информации в виде таблицы или схемы).

Интересным представляется задание на восполнение пробелов в информации схемы или таблицы (упражнение 499), в котором учащимся предлагается определить принцип представления информации, вычислить, какой информацией нужно дополнить схему (таблицу).

Один из приёмов, помогающий развивать умение представлять информацию в разных видах, — создание кластера.

Так может выглядеть модель для создания кластера по теме «Типы речи». Предложим определить принцип составления: понятия первого уровня — название типов речи, понятия второго уровня — вопрос, который можно поставить к содержанию, передаваемому с помощью данного типа речи.

Приём «Инвентаризация знаний»

Приступая к изучению темы, можно предложить учащимся выполнить «инвентаризацию знаний»: определить, что мы уже знаем по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить. В конце урока следует подвести итог: удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло?

Так можно построить изучение материала § 1 «Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».

Предлагаем заполнить первую колонку таблицы: систематизировать те знания о языке, которыми мы уже владеем. При заполнении второй колонки таблицы учащиеся планируют свои действия на уроке, причём постановка вопроса идёт не от учителя — вопрос осознаётся учащимся как важный лично для него. Заполнение третьей колонки таблицы — подведение итогов работы. Составление таблицы необходимо вести и на доске, и в тетрадях.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Язык — орган в полости рта.

2. Язык — система знаков, с помощью которых мы передаём информацию.

3. У каждого народа свой язык

1. Какие функции выполняет русский язык в Российской Федерации?

2. В каких сферах используется русский язык?

3. Почему русский язык считается языком межнационального общения?

1. Русский язык выполняет три основные функции:

...

...

... .

2. Сферы использования языка:

...

... .

3. С помощью русского языка преодолевается языковой барьер между представителями разных народов внутри одного многонационального государства — Российской Федерации

Обращаем внимание на такой вид заданий, как составление алгоритма действий.

Так, упражнение 123 предлагает создание алгоритма выбора написания гласной в корнях -твар-/-твор-.

Приём «Синквейн»

Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний; он очень полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации, средства оценки словарного запаса учащихся и средства творческого самовыражения.

Алгоритм написания синквейна

В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом.

• 1-я строка (одно слово) — существительное, главная тема, мысль.

• 2-я строка (два слова) — прилагательные, качества первого слова.

• 3-я строка (три слова) — глаголы, действия первого слова.

• 4-я строка — суждение из четырёх слов по теме первого слова, мысль.

• 5-я строка (одно слово) — существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Так могут быть написаны синквейны по теме «Русский язык — государственный язык РФ и язык межнационального общения»:

Язык

Могучий, великий

Учит, изменяется, развивается

Живёт вместе с народом

Жизнь

Язык

Свободный, гармоничный

Развивается, видоизменяется, воспитывает

Объединяет и сплачивает людей

Семья

Использование различных способов представления информации может быть актуальным для реализации межпредметных связей. Так, при изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить задания, требующие привлечения знаний по географии, истории.

Имена прилагательные часто входят в состав названий географических объектов. Задание учащимся: Из нижеперечисленных слов выберите примеры качественных и относительных прилагательных. Распределите названия в таблице, учитывая заданные параметры. Будьте внимательны, не все данные ниже наименования должны войти в таблицу!

Список слов, состоящий из названий объектов и названий событий, с ними связанных: Тихий, Мадагаскар, Франция, Чёрное, Индийский, Отечественная война 1812 года, Средиземное, Святой Елены, Пасхи, Баренцево, Красное, Жёлтое, Карибское, Лаптевых, Северный Ледовитый, Южная Америка, Атлантический.

Пример выполнения задания

Острова и моря

Примеры

1. Самостоятельные, отдельно находящиеся острова

Мадагаскар, Пасхи, Святой Елены

2. Моря

Лаптевых, Баренцево, Жёлтое, Карибское, Чёрное, Средиземное, Красное

3. Особенности образования названий (с чьими именами связаны, какие события и факты с ними ассоциируются)

о. Святой Елены — место ссылки первого императора Франции Наполеона Бонапарта;

о. Пасхи — открыт голландцами в 1772 году в день Пасхи;

море Лаптевых — названо в честь мореплавателей Харитона и Дмитрия Лаптевых, вышедших к побережью, составивших первые карты;

Баренцево море — названо в честь русского мореплавателя голландского происхождения Уильяма Баренца;

Жёлтое море — цвет воды придаётся морю впадающей в него рекой Хуанхе, несущей жёлтую глину;

Красное море — цвет водорослей, обитающих в воде;

Чёрное море — название толкуется по-разному, чаще — цвет воды во время шторма имеет чёрный оттенок;

Средиземное море — лежит посреди Земли (между Африкой и Южной Европой);

Карибское море — язык индейцев с островов, находящихся в море






Для любых предложений по сайту: [email protected]