Развитие умений информационной переработки текста (умений выполнять сокращение текста, дополнение, изменение) - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Развитие умений информационной переработки текста (умений выполнять сокращение текста, дополнение, изменение) - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Упражнения, направленные на развитие речевых умений учащихся, могут быть представлены двумя видами упражнений: упражнения, направленные на развитие умений понимать текст, и упражнения, направленные на развитие умений создавать текст. Чёткую границу между ними провести трудно, но мы всё-таки выделяем эти группы по ведущему виду деятельности. Первые из них подготавливаются языковой работой, связаны с сокращением сложных предложений до простых с сохранением информации; освобождением простых предложений от распространённых членов; перефразировкой предложений за счёт синонимической замены. Вторые — расширением предложений, добавлением определений, обстоятельств, уточнением отдельных компонентов предложений и т. п. до создания собственного текста.

Можно использовать приём, предложенный А. В. Миртовым в пособии «Исправление речи учащихся», — «свёртывание статьи», выполняемое по схеме (по вопросам) членов предложения. Знание элементов предложения даёт возможность провести последовательную работу по синтезу целого произведения до одного-двух предложений.

Работа, обратная свёртыванию предложения, — развёртывание предложения до текста.

В учебнике достаточно упражнений для формирования умения сокращать текст, создавать вторичные тексты (план, пересказ с разной степенью сжатости), моделировать текст (переставлять части текста, добавление/исключение фрагмента).

Упражнение 521 — круговорот воды в природе.

Упражнения 287—288 — создание рассказа-описания картины, задание — включить в свой рассказ описание костюма девочки.

Упражнения 485, 521 — работа по подбору названия. Можно познакомить учащихся с различными видами заголовков:

• заголовок-вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

• заголовок — имя персонажа: «Алиса в стране чудес», «Том Сойер»;

• заголовок-деталь: «Тёплый хлеб»;

• заголовок, указывающий на жанр текста: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Повесть о настоящем человеке».

Упражнение 424 — текст об истории возникновения народного театра.

Упражнение 420 — тема «Имя числительное».

Дополнительное задание к данному упражнению: Сократите текст с 9 предложений до 4; сократите текст до одного предложения. Выполнение задания основано на определении главной и дополнительной информации, здесь целесообразно использовать приём свёртывания, предложенный А. В. Миртовым.

ТЕКСТ

1) Наша система счёта основана на числе «десять».

2) Возможно, это связано с тем, что на руках у нас десять пальцев. 3) Такая система, которой мы сейчас пользуемся, получила название десятичной. 4) Шумеры, жившие пять тысяч лет назад, пользовались системой, основанной на числе шестьдесят. 5) Это — наименьшее число, которое может без остатка делиться на два, три, четыре, пять и шесть. 6) Поэтому такая система была удобна для деления.

7) Система отсчёта, основанная на числе «шестьдесят», используется и в наши дни для счёта времени. 8) Минута состоит из шестидесяти секунд, час заключает в себе шестьдесят минут. 9) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной системы, так как в ней используются всего две цифры — один и ноль.

ПОДЧЁРКИВАЕМ ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

1) Наша, система счёта основана на числе «десять». 2) Возможно, это связано с тем, что на руках у нас десять пальцев. 3) Такая система, которой мы сейчас пользуемся, получила название десятичной. 4) Шумеры, жившие пять тысяч лет назад, пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 5) Это — наименьшее число, которое может без остатка делиться на два, три, четыре, пять и шесть. 6) Поэтому такая система была удобна для деления.

7) Система отсчёта, основанная на числе «шестьдесят», используется и в наши дни для счёта, времени. 8) Минута состоит из шестидесяти секунд, час заключает в себе шестьдесят минут. 9) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной системы, так как в ней используются всего две цифры — один и ноль.

СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ЧЕТЫРЁХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1) Наша система счёта основана на числе «десять» и называется десятичной. 2) Шумеры пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 3) Эта система отсчёта используется и в наши дни для счёта времени. 4) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной.

СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В разное время человечество использовало различные системы счёта.

Работу с текстом о первом автомобиле можно построить аналогично работе с текстом 420. Можно рассказать о лексических способах сокращения на примере работы с 1-м абзацем:

1) Самый первый автомобиль появился в одна тысяча семьсот семидесятом году. 2) Создал это чудо техники француз Николя Жозеф Куньо. 3) Машина тащила груз массой до трёх тонн со скоростью четыре километра в час. 4) Двигателем ей служила паровая машина без топки. 5) Под котлом разводили костёр и грели воду.

Заменяем синонимом числительное «одна тысяча семьсот семидесятый год» — «восемнадцатый век». Обращаем внимание на использование перифразы во втором предложении «чудо техники» — автомобиль. Используем возможность слияния 1-го и 2-го предложений: Первый автомобиль появился в восемнадцатом веке во Франции.

Упражнение 437 — анализ полного и сжатого вариантов части рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». Обращаем внимание на рубрику «Советы помощника» — о подготовке краткого пересказа текста. Очень важно показать учащимся возможность сокращения диалога.

Упражнение 438 — продолжение работы по сокращению текста.

Дополнительный материал для формирования умений моделировать текст

ЗАДАНИЕ 1

1. Подумайте, какие слова необходимо добавить, чтобы связать предложения.

2. Какое предложение в этом тексте лишнее?

3. Дополните текст описанием своего впечатления от посещения зоопарка; размышлением о необходимости зоопарков.

Иногда люди задают вопрос: «Для чего нужны зоопарки?» ________ что это способ удовлетворить свой интерес к особенностям братьев меньших. ________ что придумали подобные заведения исключительно на потребу публике в ущерб несчастным запертым в клетках животным. Зоопарки посещает множество людей.

Изначально зоопарки ________ создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ. ________ к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.

Идея создания Московского зоопарка принадлежала известному учёному Карлу Рулье. Он вдохновил своих учеников на осуществление этой задачи. Первые выставочные показы животных на территории зоопарка были проведены ещё летом 1863 года, официальное открытие состоялось зимой 1864 года.

(По материалам журнала «ГЕО»)

Вариант выполнения задания

Иногда люди задают вопрос: «Для чего нужны зоопарки?» Одни полагают, что это способ удовлетворить свой интерес к особенностям братьев меньших. Другие считают, что придумали подобные заведения исключительно на потребу публике в ущерб несчастным запертым в клетках животным.

Изначально зоопарки действительно создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ. Теперь к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.

Идея создания Московского зоопарка принадлежала известному учёному Карлу Рулье. Он вдохновил своих учеников на осуществление этой задачи. Первые выставочные показы животных на территории зоопарка были проведены ещё летом 1863 года, официальное открытие состоялось зимой 1864 года.

Лишнее предложение Зоопарки посещает множество людей.

Дополнительные вопросы и задания

1. Можно ли поменять местами 2-й и 3-й абзацы данного текста? Почему?

2. Каким предложением можно начать рассказ о своём впечатлении от посещения зоопарка? В какой части текста возможна эта вставка?

3. Каким предложением можно начать размышление о необходимости зоопарков? В какой части текста возможна эта вставка?

1. Поменять нельзя, так как логика расположения абзацев обусловлена отношениями частного и общего: во 2-м абзаце говорится о создании зоопарков вообще, а в 3-м — о создании именно Московского зоопарка.

2. Можно использовать предложение Зоопарки посещает множество людей, сделав его началом 4-го абзаца, и продолжить рассказ.

3. Вариант начала: Мне кажется, что зоопарки необходимы для того, чтобы... . Фрагмент должен идти после 1-го абзаца исходного текста.

ЗАДАНИЕ 2

Журналист часто получает задание написать заметку, объём которой задан — например, 100 слов. Вам предлагаются некоторые интересные факты, которые станут основой вашей заметки для публикации в рубрике «Эти удивительные животные».

Ваша задача — дописать вступление и заключение, придумать интересный заголовок.

1) Долгожителем среди обитателей Московского зоопарка является аллигатор Сатурн — ему более ста лет. Для крокодилов это лишь пора «зрелости».

2) Рабочие муравьи постоянно выносят на просушку материал от основания гнезда наружу, так что слой, лежавший сверху, оказывается всё глубже и глубже, но до тех пор, пока не придёт время ему снова увидеть свет. Так муравьи предотвращают как образование плесени, так и процессы гниения.

3) Многие палеонтологи считают, что именно мелкие динозавры стали предками всех современных птиц. Археоптериксы были небольшими существами — тело достигало в длину 35 сантиметров. Они, безусловно, могли летать, ловко бегали по земле и были способны лазить по деревьям.

ЗАДАНИЕ 3

1. Прочитайте текст. Разбейте его на абзацы, укажите номера предложений, которые станут началом каждого абзаца.

2. Подчеркните ключевые слова в каждом абзаце.

1) Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место.

2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. 3) Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. 4) С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги. 5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни. 6) Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом. 7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать. 8) Считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. 9) Плохая примета, если дорогу перебежит чёрная кошка, это значит — не повезёт. 10) Отсюда и фразеологизм — перейти кому-либо дорогу, то есть опередить кого-то, перехватить то, на что рассчитывал другой.

Вариант выполнения задания

1. Предложения — начала абзацев:

1) Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место.

2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты.

5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни.

7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать.

2. Ключевые слова в каждом абзаце:

1) Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место.

2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. 3) Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. 4) С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги.

5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни. 6) Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом.

7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать. 8) Считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. 9) Плохая примета, если дорогу перебежит чёрная кошка, это значит — не повезёт. 10) Отсюда и фразеологизм — перейти кому-либо дорогу, то есть опередить кого-то, перехватить то, на что рассчитывал другой.






Для любых предложений по сайту: [email protected]