Лист планирования - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Лист планирования - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Основополагающий

вопрос ________________­______________­________________

Вопрос

(проблема) ____________ ________________­__________________________

Этапы

Гипотеза:

Цель:

Задачи:

Что знаем:

Что ещё нужно найти:

Что можно использовать:

Источник информации/ ресурс

Вид информации

Какую консультацию и у кого мы можем получить:

Координатор в группе: ________________­___________________________

Распределение обязанностей и план работы:


1-й ученик

2-й ученик

3-й ученик

...

Что делать





Что сделано





Интересными идеями для проектов могут стать следующие материалы учебника:

§ 4. Орфоэпические нормы русского языка.

Упражнение 34 — Имя человека. От чего зависит выбор имени. Что означает имя.

Упражнение 111 — Индивидуально-авторские и народнопоэтические эпитеты в сказках А. Пушкина.

Упражнение 162 — Как одевались наши предки (устаревшие названия одежды).

Упражнения 365, 373, 378 — Роль числительных в пословицах и фразеологизмах.

Представим варианты организации работы, варианты формулировки целей проектов.

§ 4. Орфоэпические нормы русского языка

В книге М. В. Панова «Занимательная орфография» есть задача под заголовком «Рыбачка и рыба»: «Строгий профессор говорил студентам: „С[ ]ма поймала с[ ]ма. Где рыбачка, где рыба? Ну-ка, кто умный — скажите!“». Дело в том, что невозможно определить, где рыбачка, где рыба. Предложения Сама поймала сома и Сома поймала сама произносятся одинаково. Речь идёт о фонетической позиции — об условии употребления звуков в речи: на конце слова или в середине, под ударением или без ударения. Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим позиционным чередованием. Позиционные чередования гласных звуков удобно представить так:

Не первый предударный

Первый предударный

Ударный

Заударный

голова́ [ъ]

голов [а]

головы [о]

за голову [ъ]

Позиционные чередования есть и у согласных звуков: позиционное оглушение и озвончение, например, дуб — дубы, косить — косьба; позиционные изменения по твёрдости/мягкости. Напоминаем учащимся, что твёрдые и мягкие согласные в паре — это не один согласный, а разные самостоятельные звуки, обладающие способностью смыслоразличения. Слова типа мал/мял различаются не гласными, а согласными звуками, и именно твёрдость и мягкость согласного играет здесь смыслоразличительную роль.

Какой лингвистический материал можно использовать для данного проекта? Тексты, в основе создания которых языковая игра на фонетическом уровне.

Задание: Определите, сколько звуков [ш] в стихотворении В. Приходько.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки,

А в деревушке Ложки у них устали ножки —

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щёлкали орешки —

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

То рощица, то поле, то с горки, то на горку.

Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.

И что не говорите, дорогу знают кошки

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

Если кошке по пути — отчего не подвезти?!

Упражнение 34 — Имя человека. От чего зависит выбор имени. Что означает имя

I вариант

Ономастика (от греч.) — искусство давать имена, — безусловно, один из интереснейших разделов языка. И учащимся 6 класса по силам провести небольшое исследование как имён, так и никнеймов.

Возможные проблемные вопросы для исследования: почему одни пользователи Интернета называют себя непроизносимым набором букв и цифр, а другие — именами мифологических персонажей или героев мультфильмов (фильмов)? Зачем пользователи Интернета используют вымышленные имена? В чём особенность выбранных имён?

II вариант

Учащимся предлагается провести исследование зоонимов (кличек животных) с точки зрения семантики и грамматики.

Возможные проблемные вопросы: мотивы выбора клички, особенность звукового состава кличек для животных; отражение в выборе клички многообразия культурной, общественной жизни, личностных пристрастий.

III вариант

Предлагаем вспомнить фразеологизмы, пословицы, поговорки, в состав которых входят русские имена, например: По Сеньке и шапка; Куда Мартын телят не гонял; Мели, Емеля, — твоя неделя; Каков Дёма, таково у него и дома и др. Почему именно эти имена попали в состав устойчивых выражений?

Упражнение 111 — Индивидуально-авторские и народнопоэтические эпитеты в сказках А. Пушкина

Материал § 18 может стать отличной отправной точкой для проектной работы о заимствованных словах в русском языке «„Иностранцы“ на улице, на кухне, в видах спорта» и т. д.

Эта работа может увлечь и мальчиков, и девочек. Предлагаем до начала работы познакомиться со списком тех слов, которые у всех на слуху, или, наоборот, являются новыми.

Упражнение 162 — Как одевались наши предки (устаревшие названия одежды)

Встречают, как известно, по одёжке. Древняя мудрость, передаваемая из поколения в поколение, доказывает, что одежда не только защищает от жары или холода, но и, забегая вперёд хозяина, немало рассказывает о нём. Только названий головных уборов, если обратиться к словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, можно найти 23 наименования: берет, бескозырка, каска, кепка, кичка, кокошник, колпак, косынка, панама, папаха, пилотка, платок, тюбетейка, тюрбан, ушанка, фата, фуражка, цилиндр, чалма, чепчик (чепец), шапка, шлем, шляпа. А «Словарь языка старой Москвы» В. С. Елистратовой подсказывает ещё ряд наименований: балаклава, башлык, боливар, боярка, гарибальдийка, клобук... Какие из названий этих головных уборов являются архаизмами в связи с исчезновением самого понятия? Какие названия современных головных уборов используются? Поиск ответов на эти вопросы может стать целью исследования.

Поиск информации — обращение к толковым словарям и словарям фразеологизмов; лингвострановедческому словарю «Секреты русского костюма» (Л. Харченко); этимологическому словарю и другим источникам. Интересным будет и проведение социологического опроса: знают ли одноклассники и родители, что стоит за такими названиями, как кокошник или балаклава?

Роль числительных в пословицах и фразеологизмах

Возможные проблемные вопросы для исследования: какое число считается несчастливым? О какой черте русского характера говорится в пословицах: Один в поле не воин; Один как медведь в берлоге; Одному и у каши неспоро?

Материал § 8. Понятие об этимологии

Возможные проблемные вопросы для исследования можно почерпнуть в тексте.

Когда-то очень давно жила-была на свете рыжая белка. Её ещё никто не называл белкой, а называли как-то иначе. Может быть, просто — рыжая.

И вдруг её назвали белкой. Почему? Разве кто-нибудь видел белую белку?

Оказывается, кто-то видел. И в честь этой белой белки, которая в природе так редко встречается, назвал белкой всех белок на земле: и рыжих, и серых, и чёрных.

А может быть, лягушку назвали лягушкой от слова лягать? А кого она в своей жизни лягнула? Назвали бы лягушку лошадь, это было бы понятно, потому что лошадь лягается.

Вот кому повезло, так это кролику. Ему досталось прямо королевское название: ведь кролик в переводе означает маленький король. Хоть и маленький, но всё же король.

А каково страусу, которого назвали на воробьиный манер? Ведь в Греции, откуда это название пришло, страусом называли воробья. Каково страусу сознавать, что где-то в Греции его имя носит каждый воробей?

Другое дело — верблюд. Он получил своё название от самого индийского слона. В Индии почему-то слона называли верблюдом.

Конечно, этому слоновьему имени верблюд пришлось послоняться по свету. И не потому ему пришлось послоняться по свету, что у себя в Индии оно обозначало слона, а потому, что, пока оно добралось к нам, оно побывало и у арабов, и у древних греков, и у древних германцев, и у древних римлян. Вот и получилось, что, пока это название к нам дошло, оно совершенно забыло своё первоначальное значение.

Задание: Приведите примеры ложной (народной) этимологии, подкрепите свои наблюдения материалом этимологического словаря.

Подобные лингво-культурологические исследования способствуют интеграции предметов гуманитарного цикла, развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей учащихся.

Одной из особенностей метода проектов является возможность организации работы в группах.

Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением — они уже не соперники, а члены одной команды. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Ещё одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию. Использование приёма работы в группе позволяет обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым «слабым», почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета.

Рассмотрим вариант использования приёма при работе с темой «Старославянские (русские по происхождению) слова».

Класс делится на группы (возможно использование ряда заданий, выполнение которых позволяет получить букву — одну из тех, которые входят в состав слова).

Группы получают задания:

«Историки» — изучают расселение племён, работа с картой.

«Лингвисты» — поиск соответствий в разных языках.

«Знатоки книги» — работа с фразеологическим словарём.

«Литературоведы» — поиск слов с неполногласием в стихотворениях, фрагментах текстов.

«Грамотеи» — разрабатывают алгоритм написания слов с полногласием.

При изучении особенностей текста-описания (описание признаков предметов и явлений окружающего мира) в теме «Имя прилагательное» можно организовать создание фотоэкспозиции «Бал цветов». Группы получают задания в конвертах. Содержание конверта: фотография (открытка) цветка, загадки о нём, текст легенды или притчи. Вот какой материал можно поместить о ландыше: «Ландыш — многолетнее травянистое растение семейства лилейных, ядовитое. Растёт в лиственных смешанных лесах, образуя целые заросли»; «Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями» (К. Д. Ушинский); «Бутонов круглые бубенчики / Ещё закрыты и плотны, / Но солнце раскрывает венчики / У колокольчиков весны» (С. Я. Маршак).

Задание: «Представьте» свой цветок на «балу цветов», создайте о нём текст-описание, опираясь на предложенный материал.

По желанию работу можно завершить дома, представив получившийся материал в виде слайдов презентации.

Использование проектной работы на уроках русского языка заставляет учителя изменить привычную позицию: он не носитель готового знания, а организатор познавательной, исследовательской деятельности, направленной на то, чтобы усвоение знаний по русскому языку происходило в активной умственной деятельности, так как «наилучшим показателем интеллекта является то, как люди усваивают новое, а не уровень знаний, который они накопили к определённому моменту времени» (Д. Халперн). Меняется и позиция ученика: добывая знания путём решения исследовательских задач, он учится мыслить.

Использование игровых приёмов на уроках русского языка — важное условие эффективной организации учебного процесса в основной школе.

Уроки повторения и систематизации материала могут быть нетрадиционными по форме (урок-путешествие, урок-соревнование, урок-игра и т. д.). Такая форма уроков позволяет учитывать и возрастные особенности учащихся 5—7 классов: им тяжело заниматься однообразной работой по разбору и анализу языковых единиц, но интересная форма позволяет сделать интересным и содержание.

Вот пример завязки для урока «Детективное агентство».

Вчера в газете я прочитала объявление: Крупное частное агентство примет на работу опытных детективов.

Кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать? (Наружное наблюдение, сбор информации, розыск, расследование.)

У слова детектив есть два значения:

1) специалист по расследованию, сыщик;

2) литературное произведение или фильм, сюжет которого — раскрытие запутанных преступлений.

Какое из понятий подходит нам?

Представьте, что вы пришли устраиваться на работу в агентство частным детективом. Вам нужно показать всё своё мастерство. В конце урока мы проверим, кто из вас будет принят на работу. За каждую работу вы будете получать буквы; кто в конце урока соберёт слово, тот и принят на работу.

Каждый опытный детектив должен иметь багаж знаний. Сейчас мы проверим, что вы знаете по теме «Имя существительное», например.

Детективы должны выполнять самые трудные задания, быть внимательными и находчивыми. Каждый детектив, прежде чем начать расследование, составляет план действий. Предлагаем составить памятку: что нужно сделать, чтобы правильно написать (определить, выделить, найти) ...?

Сочиняем аббревиатуры

После того как познакомились с таким способом словообразования, как аббревиатура, расшифровали вместе ряд общепризнанных аббревиатур, можно предложить сочинить подобные сокращения самим.

Расшифровка аббревиатур позволяет в игровой форме упражнять воображение, углублять знания об окружающей реальности, увидеть за буквами слова, организованные между собой в название учреждения, вида деятельности, — интересная задача.

Шпионские страсти

Задание по восстановлению словообразовательной цепочки можно представить в виде задания «Шпионские страсти». В обстановке «полной секретности» некоторые ученики получают листы заданий. Напоминаем, что иногда секретный агент передаёт зашифрованное послание, но нам в нём всё понятно: «связные» — морфемы, с помощью которых происходит «связь» с исходным словом. Один из примеров можно разобрать в классе, словно перехваченную шифровку.

Шпионские страсти

В родовое словообразовательное гнездо

Совершенно секретно

Произошла утечка информации. На явку не пришли связные, подтверждающие наше родство. Прошу восстановить связь по цепочке. Пароль — морфемы.

Птенец «Ледянка»

Инструкция для агентов:

• Определите, какое слово является исходным.

• Запишите словообразовательную цепочку, указав морфемы.

Чтобы выполнить задание, надо выстроить словообразовательную цепочку.

В данном случае она выглядит так: ледян-к-а — лед-ян-(ой) — лёд. Таким образом, исходное слово — лёд.

Подобное задание можно использовать при изучении основных способов словообразования, а также словообразования имён прилагательных.

Слово из предложения

Ученик выбирает предложение в изучаемом параграфе и загадывает его классу, назвав одно слово из этого предложения. Класс (группа учеников) ищет его в тексте. Многократное обращение к тексту происходит легко и непринуждённо.

Повторяем определения:

Слушай — думай — говори

Водящий выходит из класса, группа берёт отрывок стихотворения (понятия, определения) и распределяет слова из него между собой. Каждый должен включить полученное слово в своё предложение (лучше в центральную часть). Когда водящий возвращается, ему по очереди проговаривают все предложения, а его задача — отгадать задуманное.

Например, дано определение: «Инфинитив — это начальная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? что сделать?»

Предложения участников игры могут выглядеть так:

1) Мы уже знаем, что инфинитив есть и в английском языке.

2) Москва — это начальная станция нашего путешествия.

3) Мы рады, что новая форма для выпечки спасла наш пирог.

4) Без глагола трудно составить предложение.

5) Лена, отвечающая на вопрос, постоянно сбивалась.

6) У него в голове одни вопросы и нет ответов.

7) Я не знаю, что тебе сказать.

8) Трудно делать что-то не по собственной воле.

9) Он не нашёлся, что ответить на предложение.

10) Если меня попросят сделать это, я соглашусь.

Проведение блиц-опроса в начале урока: За себя не отвечаю

Название игры содержит основное условие, которое нужно соблюдать: на вопрос, заданный тебе, должен отвечать сосед по парте, и наоборот. Не рекомендуем ставить оценку, так как назначение игры — активизация внимания, мобилизация учащихся на изучение (восприятие) нового.

Например:

Вопрос: какое спряжение у глагола видит?

Ответ второго ученика: второе.

Вопрос другому ученику: это правильный ответ?

Ответ ученика: правильный. (Все должны заметить, что отвечать должен не он, а тот, кто сидит рядом.)

Повторяем алфавит (азбука городов)

Лучше, если участники игры рассаживаются по кругу. Затем определяется ведущий, который, например, говорит: «Я поеду в Астрахань» — и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?» Сосед должен ответить так, чтобы его ответ начинался с буквы а, например: «Акул ловить». (Несуразность ответа — все знают, что акулы в Астрахани не водятся, — не считается ошибкой.) Ответив так соседу «из Астрахани», он говорит, куда поедет сам, так, чтобы названия городов шли по алфавиту, например: «Я поеду в Барнаул», и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, возможно, ответит: «Барабан покупать... А я поеду в Воронеж. Зачем?»

Озвучивание иллюстрации, репродукции картины

Задание лучше предложить трём-четырём группам. Можно его усложнить так, чтобы обязательно был включён диалог.

Этот приём уместно было бы использовать при работе с упражнением 310 (рисунок А. Каневского).

Собери фразу

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа получает по абзацу текста, который предстоит изучить, и находит самую длинную (сложную) фразу. Её нужно выписать на бумажную полоску и разрезать на установленное число частей (от 5 до 8).

Группы обмениваются заготовками и восстанавливают фразу. Готовый вариант записывается на листок и передаётся для оценки команде, которая подготовила задание.

Для начала нужно показать учащимся принцип работы. Учитель может подготовить первый набор карточек сам. Так, работая с материалом параграфа «Порядок слов в предложении», можно использовать для работы теоретический материал и «Советы помощника».

Примеры предложений

Для первой группы

Он может изменяться

В зависимости от того

Что говорящий хочет

Сообщить, выделить в высказывании

Как бы отвечая на вопрос

Для второй группы

В спокойной речи

Информация, ради которой

Создавалось высказывание

Находится

В конце предложения

Для третьей группы

Если прилагательное стоит перед существительным

То оно является определением

Если прилагательное стоит после существительного

То оно в предложении

Входит в состав сказуемого

Для четвёртой группы

Если подлежащее и сказуемое

Выражены формой именительного падежа

Существительного, то подлежащим

Является первое из них

А сказуемым — второе

Так и не так

Начинать работу следует с демонстрации готовой карточки с нарушением одного из изученных правил и противопоставления ей правильной.

Ученикам предлагается самим подготовить такие комплекты (они могут быть использованы на уроках повторения).

Для создания карточек можно использовать как изученные орфографические правила (примеры правильного и неправильного написания слова), так и материал по культуре речи, например, упражнение 522.

Примеры карточек

Удивляться красоте

Удивляться красотой

Прибегнуть к помощи

Прибегнуть за помощью

Скучать по сыну

Скучать о сыне

Возразить замечанию

Возразить на замечание

Для работы карточки разрезаем, раздаём, а учащиеся должны собрать в одну стопку верные ответы (так), в другую — неверные (не так). Можно усложнить задачу: если учащемуся достаются карточки не так, он в тетради (на листе) записывает правильный вариант.

Хороший материал для такой работы — материал по орфоэпии (§ 4).

Карточка 1 ТАК

Тёплый сви[т’]ер, серде[ч]но поздравить, интересный де[т]ектив, приехать из О[д’]ессы, кусок торта, щавель для супа, приготовить бу[т]ерброды, лингвистические [т’]ермины.

Карточка 1 НЕ ТАК

Тёплый сви[т]ер, серде[ш]но поздравить, интересный де[т’]ектив, приехать из О[д]ессы, кусок торта, щавель для супа, приготовить бу[т’]ерброды, лингвистические [т]ермины.

«Запускаем „самолётики“»

Для того чтобы организовать быструю проверку знаний на этапе опроса домашнего задания или этапе закрепления материала, можно использовать приём «Запускаем самолётики». Суть его в следующем: учитель заранее пишет на листочках задания, например по одному составному количественному или порядковому числительному, складывает из листочков самолётики, отправляя их на уроке в полёт. Тот, у кого самолёт приземлится, должен просклонять устно заданное числительное. Задание подготовить самолёты в полёт можно дать как индивидуальное домашнее задание, тогда механик, отвечающий за предполётную подготовку, выступает на уроке как проверяющий правильность ответа.

Мы надеемся, что материалы настоящего пособия и материалы учебника дадут вам возможность организовать работу максимально эффективно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]