Морфологический разбор имени прилагательного - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Морфологический разбор имени прилагательного - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: совершенствовать умения выполнять устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного; развивать устную речь.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Прогнозирование результата. Познавательные УУД. Синтез знаний. Построение устного высказывания. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Кто больше?”. Победит тот из учащихся, кто приведёт больше примеров фразеологизмов, аналогичных выражению сизифов труд, включающему в свой состав притяжательное прилагательное (ахиллесова пята, дамоклов меч, гордиев узел, пиррова победа и др.). Подберите к ним синонимы.

II. Проверка домашнего задания. Работа организуется по вариантам. Представители каждого варианта составляют предложения по одной из схем домашней работы, употребляя в них прилагательные всех разрядов. У доски работают две мини-группы (по два ученика): из домашней работы одна группа выписывает существительные, другая — прилагательные, образованные суффиксальным способом.

III. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

1. Самостоятельная работа с планом морфологического разбора имени прилагательного (с. 22) и образцами устного и письменного разбора (с. 23).

Поскольку в качестве образца дан пример разбора полного прилагательного, а в предложении А. Плещеева есть и краткое прилагательное, и прилагательные в сравнительной степени, учитель предлагает продолжить совместную работу по вариантам. Класс заслушивает устные разборы.

2. Письменный морфологический разбор прилагательных из упр. 351 (в формулировке задания есть опечатка, надо: “как части речи”). Можно предложить также работу по вариантам.

Учителю следует предварительно провести работу по сравнению омонимичных форм наречия и прилагательного, начав с синтаксических связей слов в предложении:

3. Упр. 353 выполняется под руководством учителя с подробным комментарием. Сначала находится исходное притяжательное прилагательное, затем относительное и употреблённое в переносном смысле качественное, к которому подбираются синонимы. Следует учесть, что разделение прилагательных на притяжательные и относительные весьма условно, поскольку грамматически это один разряд.

IV. Закрепление изученного. Комплексный анализ текста Н. Сладкова (упр. 352).

Групповые задания. 1-я группа: выписать существительные, образованные суффиксальным способом, сделать словообразовательный разбор четырёх слов; 2-я группа: выписать слова с пропущенной орфограммой 1; сделать морфемный разбор четырёх слов; 3-я группа: выписать качественные прилагательные, сделать морфологический разбор четырёх слов.

V. Подведение итогов урока. Взаимозачёт по итогам групповой работы.

VI. Домашнее задание. Повторить материал § 51, составить упражнение на орфограмму 32.






Для любых предложений по сайту: [email protected]