Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить правильно писать гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных (орфограмма 37), графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Моделирование. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Учебное сотрудничество. Работа в группе.

Ход урока

I. Орфографическая разминка. Игра “Антидиктант”.

Класс делится на команды и переписывает текст (отрывок из стихотворения А. Пушкина), делая в нём возможные орфографические ошибки. Побеждает команда, которая запишет текст с наибольшим числом орфографических ошибок (описок быть не должно, только возможные ошибки!).

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся пишут диктант в парах, проводят взаимопроверку.

III. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

1. Сбор орфограмм, связанных с написанием гласных о, е, ё после шипящих и ц в различных частях слов (орфограммы 14, 18, 35), подготовка сообщения.

2. Моделирование правила. Дано: существительные с основой на шипящие. Требуется: образовать от них прилагательные суффиксальным способом и определить, какая гласная будет писаться после шипящих.

морж — морж_вый, пища — пищ_вой

3. Формулировка правила и его сравнение с правилом, данным в учебнике (с. 28). Выполнение упр. 362, графическое выделение орфограммы.

IV. Закрепление изученного.

1. Запись под диктовку слов (повторение орфограммы 8): сторож, чиж, марш, сургуч, речь, лицо, холст, вещь, ключ, парча, плечо, кольцо, клещ, песец, алыча, куча, леденец, изразец, замша; образование от них прилагательных, составление словосочетаний, распределение в два столбика.

2. Объяснительный диктант.

1) Хруст веток под большими отцовскими сапогами становился всё тише и тише. (А. Гайдар) 2) Камышовая улица, и дома на ней почти все с камышовыми крышами. (А. Жигулин) 3) Внизу маленькая речонка быстро катила свои свинцовые волны. (А. Апухтин) 4) Но всюду присутствовал постоянный, почти незаметный ландышевый свет. (В. Катаев) 5) На них были надеты короткие холщовые юбочки, кофточки и колпачки. (Л. Чарская)

V. Подведение итогов урока. Можно ли объединить орфограммы 35 и 37? Обоснуйте свою точку зрения.

VI. Домашнее задание. Подобрать репродукцию (печатную или электронную) пейзажа русского художника, подобрать к этой картине слова с орфограммами после шипящих и ц.






Для любых предложений по сайту: [email protected]