Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с условиями выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных (орфограмма 38); научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, группировать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя, её переработка. Коммуникативные УУД. Учебное сотрудничество.
Ход урока
I. Словообразовательная разминка. Игра “Кто тут лишний?”.
1) Проезд, отход, бездарь, глазурь (непроизводное, остальные — бессуффиксный);
2) подрамник, Приуралье, переписчик, пограничник (суффиксальный; остальные — приставочно-суффиксальный);
3) немногословный, выставка, неудачник, померанцевый (приставочный; остальные — суффиксальный).
II. Изучение нового материала.
1. Во вступительном слове учитель сообщает, что сегодня учащиеся ещё раз убедятся, как важно видеть, от какого слова произошло новое, чтобы его правильно написать. Поэтому определение способа образования и производящей основы не напрасное, а очень важное упражнение. Для иллюстрации данного положения в сильном классе можно дать такие пары слов: масленый — масляный (от маслить — масло); труженик — мошенник (от трудиться — мошна: историческое, в современном языке непроизводное); серебряный — серебрённый (от серебро — серебрить). Во всех шести словах есть одна из самых “неприятных” в этой части слов буква — н. Она и будет в центре внимания на уроке.
2. Работа над правилом (с. 29) сопровождается записями в форме плана или таблицы. В таблице надо оставить место для дополнительных примеров.
3. Упр. 365, 366. После выполнения упражнений учитель обращает внимание учащихся на то, что суффиксы -ин- и -онн- всегда ударные (исключение нужно запомнить: кУхонный). А как поступить с суффиксами, в которых гласный стоит в безударной позиции, например: почему надо писать глиняный, а не глиненный, тыквенный, а не тыквяный? Выполняя следующее упражнение, учащиеся будут искать ответ на данный вопрос.
4. Упр. 367. Возможные наблюдения: суффикс -ан- (-ян-) образует относительные прилагательные со значением “сделан из...”, и это всегда вещественные существительные, обозначающие однородную массу: вода, нефть, серебро, глина, кожа, лён и т. д. При помощи суффикса -енн- образуются прилагательные от существительных с отвлечённым значением: торжество, отечество, обед, письмо, мужество и т. д. Играет роль также и то, на какой слог падает ударение: как правило, в прилагательных с суффиксом -ан- (-ян-) ударение падает либо на суффикс, либо на окончание. Поэтому приходится быть внимательными с такими словами, как серебряный и глиняный. А вот в словах почвенный, лиственный, клюквенный, соломенный, тыквенный пишем в соответствии с особенностью их произношения -енн- (большинство существительных, от которых они образованы, к тому же не обозначают однородную массу).
III. Закрепление изученного. Образуйте прилагательные от данных существительных, запишите их в два столбика — с одной и двумя н: рожь, листва, единство, секция, множество, кожа, полотно, кость, родство, торф, информация, соль*, комар, серебро, естество, агитация, толокно, стекло, реакция, жизнь, утка, порция, буква, ресторан, язва, овёс, правительство, песок, почва, голубь, пустыня.
* От существительного соль образуется прилагательное солянОй (соляные копи, соляные пласты), а слово солёный — от глагола солить (солёные огурцы).
IV. Подведение итогов урока. Какую роль играет умение проводить словообразовательный анализ слова?
V. Домашнее задание. Упр. 369.