Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (окончание) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (окончание) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умения употреблять дефис и слитное написание в сложных прилагательных, графически обозначать орфограмму 40; научить образовывать сложные прилагательные с первой частью — числительным.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Самооценка. Познавательные УУД. Извлечение информации из сообщений учителя. Моделирование. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Собираем слова”. Ведущий вытаскивает подготовленные учителем карточки с начальными компонентами сложных прилагательных. Участники (по очереди вызываются пары) называют слова, комментируют их написание. Побеждает тот, кто придумает больше слов и правильно объяснит их написание. Класс записывает слова в два столбика (слитно / через дефис).

Начальные компоненты: добро-, кратко-, равно-, хитро-, узко-, трудно-, бледно-, быстро-, жизне-, много-, светло-.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос проводит группа учащихся: формулирует вопросы по правописанию сложных прилагательных, оценивает ответы.

2. Есть ли среди слов домашней работы слова коричневоволосый, синеносый и бледнощёкий? Почему? Бывают ли коричневые волосы, синий нос, бледные щёки? Какие сложные прилагательные употребляются для передачи значений этих выражений?

Учитель помогает найти ответы на вопросы, напоминает, что не все слова друг с другом могут сочетаться. В языке есть слова русоволосый и бледнолицый. Для обозначения синего цвета носа используется прилагательное сизый, и поэтому можно образовать слово сизоносый (словарь его не фиксирует).

III. Работа по теме урока.

1. В упражнениях учебника есть сложные прилагательные, первой частью которых является числительное, поэтому учителю следует рассказать об особенностях образования таких слов. Они образуются без соединительных гласных, числительное стоит в форме родительного падежа: пятибалльный, семисотметровый, сорокаградусный. Числительные девяносто и сто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа: столетний. Числительные один, тысяча соединяются со второй частью с помощью соединительных гласных о и е, как существительные одноразовый, тысячелетний.

2. Мини-соревнование: кто больше за отведённое время придумает сложных прилагательных из словосочетаний с числительными.

3. Работа с упр. 380, 383, 384. При работе над нормой произношения слов в рамках на с. 38 учитель обратит внимание на то, что слово перевОдный употребляется с ударением на третий слог только в официальной речи.

IV. Самоконтроль за усвоением темы. Самостоятельная работа с 1-м абзацем упр. 385. Сильные ученики работают со 2-м абзацем. Одновременно с выполнением задания они готовят лексический комментарий редко употребляемых слов из своей части работы.

V. Подведение итогов урока. Кратко повторяются сведения, полученные на уроке. Учитель предупреждает, что учащиеся познакомились с главными правилами правописания сложных прилагательных. В случае затруднений следует обращаться к орфографическому словарю.

VI. Домашнее задание. Повторить § 55—65, выписать из повести Н. Гоголя “Тарас Бульба” до конца абзац, начало которого дано в первой части упр. 385. Сделать синтаксический разбор последнего предложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]