Числительные, обозначающие целые числа - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Числительные, обозначающие целые числа - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с особенностями склонения числительных от одного до четырёх, от пяти до тридцати, сорок, девяносто, сто; научить склонять данные числительные.

Личностные УУД. Смыслообразование. Интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Орфографическая разминка с использованием материалов домашнего задания. Учащиеся по очереди читают словосочетания, не повторяясь.

II. Изучение нового материала.

В центре внимания на уроках по данной теме — склонение числительных. Значительный ряд упражнений выполняется устно, чтобы приучить свободно использовать в речи числительные в любых падежах. Работа организуется поэтапно, по группам числительных.

1. Числительные “один”, “два”, “три”, “четыре”. Самостоятельное исследование по группам (лучше всего разделиться на четыре группы). Задача: определить, как изменяются числительные при использовании с существительными разного рода, одушевлёнными / неодушевлёнными.

Выводы: 1) в отличие от остальных числительные один и два изменяются не только по падежам, но и по родам; 2) числительное один склоняется как прилагательное; 3) числительное два для м. р. и ср. р. имеет форму два, для ж. р. — две; 4) в винительном падеже у числительных несколько форм (два дома — две парты — двух учеников / учениц); 4) существительные с данными числительными употребляются в форме ед. ч.: четыре дома (ср.: пять домов).

2. Числительные от пяти до тридцати. Работа с опорой на материалы учебника: упр. 411; анализ орфограммы; упр. 412, 413.

Стоит обратить внимание учащихся на то, что данная группа числительных склоняется так же, как существительные 3-го склонения. Для подтверждения наблюдения учащиеся склоняют пары слов: сеть — тринадцать; гавань — тридцать восемь. Последняя пара записывается в форме творительного падежа: гаванью — тридцатью восемью / восьмью (у числительного восемь два варианта).

3. Числительные “сорок”, “девяносто”, “сто”. Учащиеся анализируют таблицу на с. 53, составляют по два словосочетания с каждым числительным, выполняют упр. 414.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Выполнение упр. 413.

— Когда употребляется слово год, а когда — лет? Используйте в ответе наблюдения, сделанные при анализе числительных один, два, три, четыре.

— Какими членами предложения являются сочетания с числительными? Будьте особенно внимательны при работе с первым предложением! (Оно неполное, сказуемое есть опущено: )

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся суммируют сделанные в течение урока наблюдения. Формулируют предупреждения.

V. Домашнее задание. Составить пять предложений с целыми числительными в косвенных падежах, подчеркнуть их как члены предложения. Индивидуально: подготовить сообщение об истории числительного сорок.






Для любых предложений по сайту: [email protected]