Возвратное местоимение себя - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Возвратное местоимение себя - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с особенностями возвратного местоимения себя; научить употреблять его в нужной форме; сформировать представление об активном использовании местоимения себя во фразеологизмах.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Познавательная инициатива. Коммуникативные УУД. Работа в группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Сколько местоимений спряталось в слове отсебятина? (Вариант: сколько личных местоимений спряталось в слове отсебятина?)

Ответ: я, он, она, они, нас, тебя, тот, те, та, себя.

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся, вызванные к доске, делают синтаксический разбор 2-го предложения, характеризуют числительные. Класс разбирает по составу выученные дома слова, определяет способ образования слова подзаголовок, повторяет сведения из § 77 в форме взаимоопроса.

III. Изучение нового материала.

1. Анализ темы урока, характеристика прилагательного возвратный, подбор однокоренных слов, характеристика их значения.

2. Чтение сведений о местоимении себя, внесение их в таблицу. Склонение местоимения себя, запись всех форм в составе словосочетаний. Характеристика вариантов формы творительного падежа: собой — собою.

3. Работа с упр. 445, 446. Дополнительные задан и я: подчеркнуть местоимение как член предложения, *синтаксический разбор 2-го и 4-го предложений из упр. 446 (по вариантам; у доски составляются схемы). Сложность задания состоит в том, что в двусоставных частях сложных предложений подлежащие выражены местоимениями: другой, кто, тот, нахождение которых вызывает у учащихся затруднения.

4. Работа с упр. 449 сопровождается анализом активности местоимения себя в составе фразеологизмов. Учитель организует групповой мини-конкурс: кто соберёт больше фразеологизмов с данным местоимением. Вариант работы: учитель предлагает составить 5—6 предложений с указанными выражениями (особую оценку получает группа, составившая связный текст): вбить себе в голову, знать себе цену, набивать себе цену, не в себе, не по себе, развязать себе руки, рвать на себе волосы, сам по себе, сам себе хозяин, брать себя в руки, вне себя, выводить из себя, выдавать себя с головой, выходить из себя, держать себя в руках, напускать на себя, не помнить себя, оставлять позади себя, отрывать от себя, потерять себя, приходить в себя, сдерживать себя, ставить себя на место, строить из себя.

IV. Редактирование предложений с местоимениями. С помощью учителя выполняется упр. 447. Когда возникают ошибки при употреблении местоимений, учащиеся формулируют, в чём именно они состоят.

V. Подведение итогов урока. Чем интересно местоимение себя? Перечислите его особенности, исходя из плана на с. 64.

VI. Домашнее задание. Повторить композицию рассказа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]