Виды диалога - Повторение изученного в 5 классе

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Виды диалога - Повторение изученного в 5 классе

Цели урока: познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Познавательные УУД. Умозаключение. Установление родо-видовых отношений. Коммуникативные УУД. Формулировка вопросов. Аргументация своей точки зрения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Какой знак препинания упоминается в отрывке из стихотворения А. Шибаева “Точка, точка, запятая...”? (Стихотворение записывается, комментируются орфограммы и знаки препинания.)

Ляжет палочкой на строчку:

— Проходите по мосточку!

Ответ: тире.

— Какое слово вежливый человек использует при формулировке вопроса или просьбы? Надо ли выделять это слово на письме знаками препинания?

Ответ: слово пожалуйста всегда выделяется запятыми.

II. Проверка домашнего задания в форме словарного диктанта с последующей само- и взаимопроверкой (используется словарик и учебник). У доски два ученика могут участвовать в орфографической дуэли.

Словесное искусство, мыслить кое-как, пичужка, проинформировать, обращаться с языком, обогащать, оповестить, багряный, коллекция, советовать, предупреждать, приблизительно.

Дополнительное задание: задать вопрос участникам дуэли.

III. Виды диалога.

1. Учитель сообщает учащимся, что в зависимости от цели и мотивов, которые движут говорящими, выделяются следующие виды диалогов: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк).

2. — Какой вид диалога с одноклассниками вы использовали, когда задавали им вопросы?

3. Анализ диалогов (раздаточный материал — отрывки из повести Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков”). Учащиеся определяют вид каждого диалога, защищают свою точку зрения, готовят выразительное чтение отрывков.

1

— Здравствуй, дорогая коровушка!

— Здравствуй, — равнодушно сказала корова и подошла поближе.

2

— Послушай, бурёнушка, ты всё-таки должна питаться травой, а не котами.

— Ничего не могу сделать. Я плотоядная.

— Да совсем ты не плотоядная, ты... ты... парнокопытная.

— Ну и что же?.. Я могу быть парнокопытной и плотоядной.

— Да нет же!.. Ты сеноядное... фруктоядное... Ты, корова, травоядное животное! Травоядное!

3

— А когда мы будем учить стихи? — спросила Люська у меня.

— Какие стихи?

— Как какие? Забыл? А “Зима. Крестьянин торжествуя”? Я никак не могу их запомнить.

— Это потому, что они неинтересные. Вот те стихи, что сочинили в нашем классе мальчишки, сразу запоминаются. Потому, что интересные.

4

— Здравствуйте, товарищ дежурный опричник, — сказал я как можно культурнее.

Толстяк вдруг весь побагровел и рявкнул:

— В ноги, щенок!

Я осмотрелся вокруг, но никакого щенка не увидел.

— Где щенок?

— Ты щенок! — заревел опричник.

— Я не щенок. Я мальчик.

— В ноги, говорю!

IV. Составление диалога на заданную тему (по упр. 59).

Учащиеся выбирают тему диалога, обдумывают цель, подбирают “вежливые” слова, записывают диалог.

V. Домашнее задание. Подготовить контрольные вопросы и задания по теме “Повторение”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]