Отрицательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Отрицательные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с образованием и склонением отрицательных местоимений, с условиями выбора приставок не- и ни- (орфограмма 45); научить распознавать отрицательные местоимения, правильно выбирать их написание, графически обозначать условия выбора правильного написания.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов. Подача учебного материала в форме таблицы. Сравнение объектов. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка по материалам индивидуального задания.

II. Проверка домашнего задания. Защита подготовленных дома схем.

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Чтение и анализ материалов учебника на с. 79 с внесением записей в таблицу в тетрадях-справочниках. Местоимения в рамке читаются, выявляется закономерность в выборе приставки, учащиеся выводят правило, затем читают его на с. 80, объясняют графическое обозначение выбора написания.

Учителю следует учесть, что в рамке отсутствует местоимение нисколько, поэтому учащимся даётся вопрос-задание — найти отрицательное местоимение, которого нет в списке.

2. Выполнив упр. 462, учащиеся определяют, сколько отрицательных местоимений здесь не представлено, и делают их словообразовательный разбор.

3. Отработка правильного произношения отрицательных местоимений: чтение стихотворения (упр. 463) и слов в рамке на с. 79.

4. Упр. 464. Выполнив указанные задания, учащиеся в два столбика (с приставками не- и ни-) записывают глаголы-сказуемые с дополнениями или подлежащими — отрицательными местоимениями, выявляют закономерность: глагол с отрицанием имеет при себе отрицательное местоимение с приставкой ни-, читают сведения на с. 80, продолжают таблицу своими примерами (либо их читает учитель, предлагая записать в нужный столбик).

Нечего страшиться*

Ничего не боится, ничему не научился, никто не скажет, не возносись ничьими похвалами

Некого винить, нечем хвалиться, некому пожаловаться, некем заменить, нечего хвастаться, нечему завидовать

Никому не сказал, ничего не заметил, не заплатил нисколько, никого не узнавал, не было никаких интересов

* Курсивом в таблице выделены материалы из упражнения.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Упр. 465. Дополнительно: составить предложение по схеме “П?” — а. на основе последнего предложения.

V. Подведение итогов урока в форме диалога с учащимися.

— Каких местоимений больше — отрицательных или неопределённых? За счёт какой словообразовательной модели?

— От каких вопросительных местоимений не образуются отрицательные местоимения, от каких — неопределённые?

— Какая приставка, участвующая в образовании отрицательных местоимений, никогда не образует неопределённые?

Некого, некому, некем — это формы слова некто?

— Как различить отрицательные и неопределённые местоимения, например несколько и нисколько? Какие слова-синонимы можно использовать?

— Сколько местоимений не имеет формы именительного падежа?

VI. Домашнее задание. Упр. 466.






Для любых предложений по сайту: [email protected]