Отрицательные местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Отрицательные местоимения (окончание) - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умения распознавать отрицательные местоимения, различать приставки не- и ни-, правильно выбирать слитное или раздельное написание отрицательных местоимений, употреблять местоимения в речи.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Поиск информации с помощью различных ресурсов. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Определите, какой частью речи выражено подлежащее в предложении: Ничья устраивала обе команды. Каким способом образовано данное слово? (Ничья — существительное, образовано путём субстантивации — перехода отрицательного местоимения в существительное.) Приведите примеры других слов, которые образованы от отрицательных местоимений (ничтожный, ничтожество от ничто; никчёмный от ни к чему; вничью от ничей и др.). Если вы будете использовать словообразовательный словарь, в гнёздах каких слов надо искать примеры?

II. Проверка домашнего задания.

Мини-диктант по составленным словосочетаниям. Учащиеся объясняют правописание местоимений, корней с чередующимися гласными.

III. Тренировочные упражнения по теме урока.

Для работы по закреплению изученного используются упр. 470, 472—474. При работе с упр. 474 необходимо учесть, что отмеченное звёздочкой слово шелковица в словаре учебника отсутствует. Учащимся предлагается использовать словари, в том числе электронные, запомнить лексическое значение (тутовое дерево с ярко-синими ягодами), орфоэпическую норму: шелковИца (в отличие от широко распространённого просторечного произношения).

IV. Контроль за усвоением темы в форме теста.

Укажите предложение, в котором не / ни пишется раздельно.

1. А. (Ни)кто не сочувствует Светлане.

Б. Походили мы по городу и ушли ни (с) чем.

В. Изведал он в тот день (не)что особенное.

2. А. Этот ветер (ни)сколько нам не мешал.

Б. (Ни)чему не удивляйся, всё в порядке вещей.

В. Мне не (с) кем было поговорить.

3. А. Не (к) кому мне больше обратиться.

Б. (Ни)кто в доме не догадывался о побеге.

В. Брат мой (ни)кого не боится.

4. А. Ни (за) чем он сюда и не думал приходить.

Б. Вы (не)сколько раз допустили ошибку.

В. Разве больше (не)кому помочь?

Проверочная карта: 1 — Б; 2 — В; 3 — А; 4 — А.

V. Подведение итогов урока. Учащиеся суммируют сведения об отрицательных местоимениях.

VI. Домашнее задание. Подобрать фразеологизмы с отрицательными местоимениями.






Для любых предложений по сайту: [email protected]