Местоимения и другие части речи - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Местоимения и другие части речи - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с классификацией местоимений по признаку сходства с существительными, прилагательными, числительными; научить определять, какими местоимениями замещаются эти части речи.

Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра со словами “Эстафетная палочка”.

Условия игры: за отведённое время нужно убежать как можно дальше, передавая эстафету от одного слова к другому с помощью эстафетной палочки — буквы, которая есть в предыдущем слове. Слова должны быть одной длины, не могут повторяться. Побеждает тот, у кого больше слов на дистанции. Например: ведущий называет длину — 5 букв и даёт старт словом весло: лампа — метро — рожок — искра — упрёк — пенал — насос — сокол — полка.

Дано: слово из 5 букв — шрифт.

— Как вы думаете, почему такую игру трудно провести с местоимениями?

— Да, местоимений не так уж много, их состав почти не пополняется, но местоимения — это самые часто употребляемые слова.

II. Работа по теме урока.

1. Анализ выписки из частотного словаря1, т. е. словаря, в котором подсчитано, сколько раз слово употреблено в тексте, состоящем примерно из миллиона словоупотреблений (1 056 382). Лидером являются местоимения, значительно опережая слова других частей речи. Анализируя таблицу, учащиеся называют разряды местоимений.

я

13 839

он

13 143

вы

6547

ты

6475

мы

6220

этот

6061

она

5836

они

5712

весь

5102

все

4752

свой

4204

который

3968

такой

3230

тот

2881

наш

2506

себя

2205

Для сравнения учитель сообщает, что наиболее часто употребляющееся существительное год представлено 2167 раз. Другие лидеры среди существительных: дело — 1919 раз; время — 1856; человек — 1677; люди — 1655; рука — 1596; жизнь — 1547.

2. Чтение по ролям диалога (с. 94), использование в ответах слов из приведённой таблицы.

— Как вы думаете, почему в таблице нет местоимений- числительных?

— По каким признакам вы определяете, слово какой части речи замещает местоимение? Используйте в своей работе таблицу, составленную в тетради-справочнике.

3. Выполнение упр. 495 с уточнённым заданием: надо ввести в таблицу все местоимения, которые есть в рамках на полях учебника.

4. Упр. 496 рекомендуется выполнять с предупреждением, что среди предложений есть такие, в которых местоимений нет (в 6-м, 7-м предложениях).

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Выборочный диктант. Работа по вариантам: 1-й вариант — записать предложения с местоимениями- существительными, 2-й вариант — с местоимениями-прилагательными. Учащийся у доски записывает местоимения, замещающие числительные.

I. 1) Никаким пером искусным описать нельзя чудес. (А. Круглов) 2) И даже кое с чем и со многим согласилась. (Л. Чуковская) 3) Я солнцем любима, цвету для него и блистаю. (М. Лермонтов) 4) Правда — воздух, без которого нельзя дышать. (И. Тургенев) 5) Ты прохладой меня не мучай и не спрашивай, сколько мне лет. (С. Есенин) 6) Но моя родимая землица надо мной удерживает власть, — память возвращается, как птица, в то гнездо, в котором родилась. (Н. Рубцов) 7) Пишу не чью-нибудь судьбу — свою от точки и до точки, пускай я буду в каждой строчке подвластен вашему суду. (С. Куняев)

II. 1) За чем пойдёшь, то и найдёшь. 2) Своя земля и в горсти мила. 3) Спасибо вашему дому, пойдём к другому. 4) Чует кошка, чьё мясо съела. 5) Мелят день до вечера, а послушать нечего. 6) Мели, Емеля, твоя неделя. 7) За твоим языком не поспеешь и бегом. 8) И сам не гам, и другим не дам. (Пословицы)

IV. Подведение итогов урока. В форме самоанализа.

V. Домашнее задание. Начать групповую подготовку к итоговому уроку по теме “Местоимение” (см. Урок 164).


1 Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной. — М., 1977.






Для любых предложений по сайту: [email protected]