Глаголы переходные и непереходные - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Глаголы переходные и непереходные - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с понятием переходные и непереходные глаголы; научить распознавать переходность / непереходность глаголов.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Подача материала в форме таблицы. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

2. Групповая работа: учащиеся разыгрывают подготовленные дома диалоги, выбирают лучший в группе и представляют его классу. Слушая диалоги, класс подсчитывает число использованных в них разноспрягаемых глаголов.

II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Кто быстрее построит словообразовательные цепочки: ходить ... переходность; ходить ... непереходность?

Ходить → переходить → переход → переходный → переходность;

ходить → переходить → переход → переходный → непереходный → непереходность.

— Сформулируйте лексическое значение прилагательного переходный. Как вы думаете, какие глаголы мы будем называть переходными? Подберите другие словосочетания, в которых употребляется это прилагательное (переходный возраст, переходный этап, переходное правительство). Сверьте свою формулировку с определением в толковом словаре.

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

Перед началом работы с материалами учебника учащиеся составляют в тетради таблицу, состоящую из двух граф: “Переходные глаголы” и “Непереходные глаголы”. В течение урока все теоретические положения (их три) и примеры будут заноситься в эту таблицу с нумерацией по порядку.

1. Работа с материалами для наблюдения на с. 109. В 1-й столбец записываются указанные словосочетания. После записи читается определение переходных / непереходных глаголов. Учащиеся запоминают, что переходность / непереходность — это постоянный признак глагола. Учитель обращает внимание на выражение сочетаются или могут сочетаться и предлагает сочетать с оставшимися глаголами слова в форме винительного падежа без предлога. Убедившись, что это невозможно, учащиеся вносят эти глаголы во 2-й столбец. Под цифрой 1 записывают определение переходных глаголов.

Можно рекомендовать выявить синтаксическую роль существительных при глаголах в 1-м столбце: учащиеся подчёркивают их и делают вывод о том, что это дополнения. Учитель может сообщить, что такие дополнения называются прямыми, и попросить объяснить, почему у них такое название.

2. Работая с памяткой на с. 109, учащиеся называют и записывают переходные глаголы в 1-й столбик, по цепочке комментируя выбор.

— Какой глагол является переходным, хотя в данном тексте при нём нет зависимого слова в форме винительного падежа без предлога? Для этого протестируйте все остальные глаголы. Дополните записи в столбцах.

Ознакомиться и выступить (кого? что?) нельзя, а узнать (кого? что?) можно: узнать новости, номер телефона, значит, узнать — переходный глагол.

3. Второе теоретическое положение — способы выражения прямого объекта. Первый способ уже известен — винительный падеж без предлога, второй — форма родительного падежа без предлога в двух случаях: 1) если действие переходит только на часть объекта; 2) если при глаголе есть отрицание.

Данное положение учащиеся рассматривают с использованием материалов на с. 110. Затем выполняют упр. 528, распределяя слова по столбцам.

4. Третье положение связано с непереходностью возвратных глаголов. Учащиеся читают материалы для наблюдения на с. 111, проводят устное рассуждение-доказательство о переходности / непереходности глаголов, распределяют слова по столбцам, объясняют значение слова возвратный (глагол).

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Определите переходность глаголов, использованных в составленных дома диалогах.

2. Выборочный диктант (глаголы записываются в два столбика).

1) Каждая книга обязательно что-то тебе открывает, бросает в душу маленькое зёрнышко, и оно потом всходит светлым росточком. (С. Бенедиктов) 2) Талант нам Феб даёт, а вкус даёт ученье. Что просвещает ум? питает душу? — Чтенье. (В. Пушкин) 3) В то время мучила меня страсть к чтению; я читал всё, что ни попадалось мне в руки. (С. Глинка) 4) Вальтер Скотт нравился всем без исключения. (А. Петрушевский)

V. Подведение итогов урока. Ответ на вопрос: переходность / непереходность — это постоянный или непостоянный признак глагола?

VI. Домашнее задание. В тетрадях-справочниках оформить таблицу “Переходность глаголов”, проведя обработку собранного на уроке материала. Индивидуально: сообщение о термине возвратный суффикс.






Для любых предложений по сайту: [email protected]