Начальные и конечные предложения текста. Сочинение по заданному началу и концу - Текст

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Начальные и конечные предложения текста. Сочинение по заданному началу и концу - Текст

Цели урока: совершенствовать механизм вероятностного прогнозирования при чтении текста; научить учащихся создавать текст по данному началу и концу.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации. Создание сочинения по данному началу и концу. Коммуникативные УУД. Коллективное обсуждение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Шарада” (учитель предлагает учащимся вспомнить значение слова шарада, знакомого с 5 класса, затем приступить к разгадыванию шарады).

1-й слог этого слова — приставка в слове водопровод; 2-й слог — это слово, у которого последняя буква заменена на девятую букву русского алфавита, обозначает бородатого карлика.

Ответ: прогноз.

— Что такое прогноз? Подберите к слову однокоренной глагол, а к глаголу — слова-синонимы. (Прогнозировать — предсказать, предвидеть, предполагать, предвосхитить).

II. Работа по теме урока.

1. Учитель предупреждает учащихся, что на уроке им придётся проявить свои способности к прогнозированию, и предлагает выполнить задание на с. 39, а затем проверить себя, прочитав текст упр. 69.

2. Учащиеся рассматривают картинку на с. 40, объясняют, какую часть текста она иллюстрирует. Отвечают на вопросы учителя: может ли последнее предложение прочитанного текста стать первым в новом тексте? Как вы назовёте такой текст? Каким предложением можно его закончить?

3. Работа с упр. 71 сопровождается рассуждением учащихся.

4. Сбор текста. Учитель предлагает учащимся текст (по сказке В. Бианки), в котором переставлены абзацы. Учащиеся находят абзацы с первым и последним предложениями, затем выстраивают остальные части текста, подбирают заголовок. Работу учащиеся комментируют.

1) И тут из-за леса выскочила лёгонькая лодочка. В ней сидел Охотник. Охотник поднял ружьё, и не успел Лебедь взмахнуть крыльями, как грохнул выстрел. И свалилась гордая голова Лебедя в воду.

2) Вот и говорят люди: “В лесу первое дело — уши, глаза — второе”.

3) Встретились как-то Лебедь и Бобёр, и говорит Лебедь: “Тебя, слепыша, охотники голыми руками поймают и в карман положат”. Слушал Бобёр, слушал и говорит: “Спору нет, видишь ты лучше меня. А вот слышишь ли ты тихий плеск за третьим поворотом речки?” Лебедь прислушался и говорит: “Выдумываешь ты, никакого плеска нет. Тихо в лесу”. Подождал Бобёр и снова спрашивает: “А теперь слышишь плеск за вторым поворотом речки?” Но и этого плеска не слышал Лебедь, не услышал он плеска и на ближнем пустолесье. “Нарочно ты, Бобёр, выдумываешь! Тихо в лесу! Не хочу с тобой водиться!” — сказал Лебедь и отвернулся от своего собеседника. “Тогда прощай. И пускай тебе так же послужат твои глаза, как мне мои уши служат”, — сказал Бобёр, нырнул в воду и скрылся. А Лебедь поднял свою белую шею и гордо посмотрел вокруг: он подумал, что его зоркие глаза всегда вовремя заметят опасность, а потому ничего не боялся.

4) Жили на извилистой лесной речке Бобёр и Лебедь. Хороша была у Бобра шуба, хороши и уши. Но вот глаза у Бобра подгуляли: слабые глаза. А у красивого и гордого Лебедя было отличное зрение.

Ответ: 4, 3, 1, 2. Авторский заголовок: “Глаза и уши”.

III. Сочинение по данному началу и концу. Учащиеся выполняют упр. 70, затем придумывают сказку по заданию упр. 72. Для того чтобы были использованы все три начала и конца сказок, представленные в задании, учитель может рекомендовать работу по вариантам (или по группам). Сочинение выполняется устно.

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся оценивают работу товарищей, выбирают лучшую сказку по каждому из вариантов, проводят самоанализ, выявляя достоинства и недостатки в своих сочинениях.

V. Домашнее задание. Сочинение по данному началу (упр. 73).






Для любых предложений по сайту: [email protected]