Официально-деловой стиль речи - Текст

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Официально-деловой стиль речи - Текст

Цели урока: познакомить с особенностями и жанрами официально-делового стиля речи; научить распознавать специальные слова и словосочетания, употребляемые в официально-деловом стиле, составлять заявление и объяснительную записку по образцу.

Личностные УУД. Обогащение словарного запаса. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Построение письменного высказывания по данной модели. Коммуникативные УУД. Умение работать в команде.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Учащиеся записывают пословицы, восстанавливая пропущенные в них слова.

1. Без ________ жить — только небо коптить. 2. Всякое ________ человеком ставится, человеком и славится. 3. Кончил ________ — гуляй смело. 4. Всякий человек в ________ познаётся. 5. Дерево смотрится в плодах, а человек — в ________.

— Какое слово объединяет все пословицы? (Дело.) Сформулируйте, какое отношение к делу отражено в них, дополните их другими пословицами со словом дело, вам известными. Подберите к слову дело антонимы (безделье, праздность) и синонимы (работа, труд, занятие, профессия), запишите однокоренные слова.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока. Учитель даёт слово трём-четырём ученикам (по их желанию, по выбору класса). Класс выбирает лучшего экскурсовода, а учитель предлагает наградить его специальным дипломом, текст которого должны составить учащиеся. Предварительно класс решает, какой стиль речи для данного текста следует выбрать. Учащиеся используют рассуждение от противного, опираясь на последовательность, предложенную в схеме на с. 47.

III. Изучение нового материала.

1. Обработка материала, представленного в учебнике на с. 49 (теоретические сведения и упр. 88), проводится в устной и письменной форме. В тетрадях-справочниках составляется таблица “Жанры официально-делового стиля речи”, заполнение которой происходит в процессе всего урока. Одновременно комментируются новые и непонятные слова (из упражнений).

Переписка людей с учреждениями

Переписка учреждений

Государственные документы

Заявление, справка, протокол, автобиография, объяснительная записка, уведомление, доверенность

Договор, акт, деловое письмо

Закон, устав, указ, меморандум, резолюция, инструкция

МеморАндум — дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос. РезолЮция — постановление, принятое в результате обсуждения какого-либо вопроса. АннулИровать — объявить недействительным, отменить. КонфискАция — принудительное и безвозмездное изъятие чего-нибудь в собственность государства. НакладнАя — сопроводительный документ к перевозимому грузу.

2. Отбор языковых средств, характерных для делового стиля: учащиеся из пар выражений (слов) записывают те, которые характерны для данного стиля: электричка — электропоезд; после школы — по окончании школы; из-за болезни — по причине болезни; решить — принять решение; проверить — провести проверку; сообщить — довести до сведения; прошу — обращаюсь с ходАтайством; надо — следует.

3. Доработка текста диплома (например: Награждается ученик 6 класса __________ (ФИО) за победу в конкурсе на звание лучшего экскурсовода).

4. Учитель сообщает учащимся о том, что неоправданное использование языковых средств официально-делового стиля является ошибкой, и предлагает найти и исправить такие ошибки в примерах, приведённых К. Чуковским в книге “Живой как жизнь” (из переводов сказок О. Уайльда).

1) За неимением красной розы жизнь моя будет разбита. 2) Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя разбита. 3) Мне нужна красная роза, и я добуду себе таковую. 4) А что касается моего сердца, то оно отдано принцу.

5. Составление деловых документов по образцу (на материале упр. 89, 90). Учителю следует учесть, что в оформлении заявления допущена ошибка: при такой форме должен отсутствовать предлог “от”, в случае использования предлога принято оформлять заголовок с заглавной буквы и без точки. В правой части должна стоять не фамилия с инициалами, а подпись.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы. Данную часть урока учитель организует в форме игры (можно провести отдельный урок-обобщение по теме “Текст”; в этом случае учитель подготовит также вопросы и задания для закрепления изученных понятий).

Учащимся предлагается подать заявление о приёме на работу стажёром на период осенних каникул. Для этого каждый должен оформить несколько документов: заявление о приёме на работу, автобиографию, справку с места учёбы, доверенность на получение зарплаты по итогам работы. Результатом правильного оформления документов станет приказ о зачислении на работу (все виды документов перечислены в упр. 91).

1. Класс делится на пять групп. Четыре группы получают задание: определить, какой документ выпал по жребию (название документа опущено), проанализировать его структуру, составить по получившемуся образцу свой документ. Учитель предупреждает учащихся, что после названия документа (за исключением заявления) не ставится точка (как в упр. 90 в объяснительной записке). 5-я группа — это эксперты (заместители директора).

2. Составив первый документ, группа передаёт образец другой группе в обмен на образец её документа, пишет следующий документ. В результате каждый должен составить 4 документа.

Директору ООО “Школьник”

А. Д. Смирнову

ученика 6 класса А. Иванова

______________­_______________.

Прошу принять меня на работу в качестве стажёра на период осенних каникул — с 30.10.2014 г. по 10.11.2014 г.

Справка из школы и доверенность прилагаются.

Дата      Подпись

______________­_______________

Я, Иванов Александр Петрович, родился 4 мая 2002 года в Москве.

В 2009 году я поступил в 1 класс средней общеобразовательной школы № 70 Москвы, где обучаюсь в настоящее время в 6 классе.

Мои родители: Иванова Анна Сергеевна, домохозяйка; Иванов Пётр Степанович, военнослужащий. Брат — Иванов Сергей Петрович, студент 1 курса МГУ.

Проживаю по адресу: Москва, ул. Вяземская, д. 16, кв. 34.

Дата      Подпись

______________­_______________

Выдана Иванову Александру Петровичу в том, что он действительно является учеником 6 класса средней общеобразовательной школы № 70 Москвы.

_____________ выдана для предъявления в ООО “Школьник”.

Дата

Директор школы      подпись      А. Т. Князева

______________­_______________

Я, ученик 6 класса школы № 70 Москвы Иванов Александр Петрович, проживающий по адресу: Москва, ул. Вяземская, д. 16, кв. 34, доверяю получить причитающуюся мне заработную плату за период стажировки в ООО “Школьник” моему отцу — Иванову Петру Степановичу.

Дата      Подпись

Подпись А. П. Иванова удостоверяю

Директор школы № 70      подпись      А. Т. Князева

3. С пакетом документов каждый ученик должен прийти к заместителю директора и пройти собеседование. Каждый из заместителей директора (это могут быть помощники учителя, сильные ученики) готовит вопросы, которые будет задавать соискателям места стажёра, ведёт беседу, проверяет правильность оформления документов, затем объявляет своё решение.

4. По окончании работы группа заместителей с помощью учителя и при участии класса завершает работу над приказом.

ООО “Школьник”

Дата

Приказ

О зачислении учащихся школы № 70 в качестве стажёров

Во исполнение решения Правительства Москвы от 15.02.2013 № 1682 “Об организации работы по профориентации среди школьников” и по результатам предварительного отбора

ПРИКАЗЫВАЮ:

Зачислить с 30 октября 2014 г. в качестве стажёров следующих учащихся средней общеобразовательной школы № 70 Москвы:

___________ (ФИО)

___________ (ФИО)

___________ (ФИО)

...

Основание: заявления учащихся от ____ октября 2014 г.

      Подпись

Директор      А. Д. Смирнов

V. Подведение итогов урока. Чтение приказа.

VI. Домашнее задание. Составить и записать в тетрадь- справочник 10—15 слов и выражений на тему “Лексика делового человека”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]