Язык, речь, общение - Язык. Речь. Общение

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Язык, речь, общение - Язык. Речь. Общение

Цели урока: развить представление о роли речевого общения как важной части культуры человека, об основных особенностях устной и письменной речи; совершенствовать умение оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников.

Ход урока

I. Актуализация темы урока.

Чтение и анализ высказывания выдающегося русского учёного ХХ в. Д. Лихачёва: “Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!.. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит”.

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся представляют примеры из художественных произведений, подобранные дома. Работа может происходить в форме викторины: слушающие должны назвать автора высказывания.

— Что помогает нам понять друг друга? В какой форме происходит общение? Что мы используем для общения?

III. Изучение нового материала.

1. Анализ мини-текстов.

1) Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... (А. Пушкин. “Осень”)

2) — Мы, эта, в лес не хочем...

— Клёво, ехайте на пляж. (Из разговора)

3) Кароче, кто не увидет Фреда раз десять на этом видео, тому пора считать диоптрии. (Социальная сеть “ВКонтакте”)

4) — Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало! (Л. Толстой. “Война и мир”)

— Что объединяет все эти отрывки? А чем они различаются?

— Используйте в своём ответе слова выдающегося русского учёного Д. Лихачёва: “...есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа”.

2. Работа с понятиями язык и речь (определения вынесены на доску).

Язык — система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Речь — способность говорить, выражать словами мысль; организованный в пространстве и времени процесс говорения, выраженный в звуковой форме — устная речь, при помощи буквенных знаков — письменная речь.

— Сколько форм речи названо в последнем определении?

3. — Распределите перечисленные ниже признаки речи на две группы — свойственные устной и письменной речи.

Восприятие органами зрения, громкость, неподготовленность, темп, буквенное изображение, чёткость произношения, книжные обороты речи, паузы, знаки препинания, жесты, мимика, восприятие органами слуха, длительное хранение информации, короткие предложения, длительное обдумывание, незаконченные высказывания, сложные конструкции, интонация, сохранение речи в пространстве и времени, непосредственное восприятие, тщательный отбор выражений, обращение к отсутствующим.

4. Работа с диалогом на с. 5—6, выразительное чтение (разыгрывание) по ролям. Класс оценивает работу чтецов.

IV. Контроль за усвоением темы.

1. Какие реплики прочитанного диалога больше соответствуют письменной форме речи, нежели устной?

2. Упр. 4, 5 сопровождаются рассуждениями — ответами на вопросы.

V. Подведение итогов урока в форме ответа на вопрос из упр. 6.

VI. Домашнее задание. Подготовиться к письму по памяти: стихотворение А. Маркова (упр. 5) или К. Бальмонта (Урок 2), по выбору.






Для любых предложений по сайту: [email protected]