Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повторение и обобщение материала по теме Лексика. Фразеология - Фразеология. Культура речи
Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; совершенствовать навык работы со словарями.
Личностные УУД. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
Урок можно организовать в форме соревнования между группами. В процессе работы каждая группа накапливает баллы.
В начале работы группы придумывают себе названия, выбирают фразеологизм или пословицу или вытягивают их по жребию (например, “Один ум хорошо, а пять лучше”; “Ума палата”; “Семи пядей во лбу”; “Делу время — потехе час”; “Всем скопом”; “Душа в душу”; “Знай наших!”), обыгрывают их.
I. Лингвистическая разминка. Игра “Четвёртый лишний”. В каждой группе слов надо найти лишнее и дать комментарий.
✓ Тетрадь, сандалии, башмак, незабудка (одно исконное, три заимствованных);
✓ цирк, температура, театр, экзамен (одно заимствовано из греческого, остальные — из латинского);
✓ вода, коса, брак, кашка (одно не имеет омонима, три имеют);
✓ чадо, ланиты, воевода, дщерь (одно историзм, остальные — архаизмы);
✓ куры не клюют, с гулькин нос, хоть завались, сорок сороков (у одного значение “мало”; у остальных — “много”);
✓ витязь, манок, тарантас, фунт (одно специальное слово, остальные — историзмы).
II. Повторение и обобщение материала.
1. Перекрёстный опрос на основе вопросов и заданий для повторения, подготовленных дома.
2. Расшифровка помет, встречающихся в словарях: книжн.; высок.; офиц.; разе.; прост.; обл.; презр.; неодобр.; пренебр.; шутл.; ирон.; бран.; груб.; спец.; стар.; устар. Расшифровав пометы, учащиеся находят примеры их употребления в словарях, в том числе в словаре учебника.
3. Упр. 154. Группа учащихся готовит “живые картины”, аналогичные представленным в упражнении шутливым рисункам. Учащиеся вытягивают одну из карточек, подготовленных учителем. При подготовке они могут воспользоваться имеющимися в кабинете словарями. Другие группы должны узнать фразеологизм и объяснить его лексическое значение. Разгаданные фразеологизмы записывают, с ними составляют предложения.
Карточки: попасть впросак; вывести на чистую воду; размотать клубок; калачом не заманишь; тише воды, ниже травы; закинуть удочку; перейти дорогу; считать ворон; коломенская верста; за семь вёрст киселя хлебать; днём с огнём не найдёшь.
4. Мини-викторина.
1) Продолжите ряд:
— град, хлад, врата... (слова с неполногласными сочетаниями);
— жандарм, ротмистр, урядник. (историзмы, обозначающие должностных лиц);
— щавель, иней, ротозей. (исконно русские слова);
— теннис, пиджак, кока-кола. (англицизмы);
— чирики, катанки, черногуз. (областные слова = ботинки, валенки, аист);
— худой, костлявый, худосочный. (синонимы).
2) Назовите автора фразеологизмов: тришкин кафтан, рыльце в пуху, демьянова уха. (И. Крылов.)
3) Какого цвета бывает тоска? А неблагодарность? (Зелёная тоска; чёрная неблагодарность.)
4) К каждому из фразеологизмов подберите фразеологизм-синоним: гол как сокол; гонять собак; голова садовая; стреляный воробей; класть зубы на полку; ждать у моря погоды; ходить по струнке. (Ни кола ни двора; ворон считать, бить баклуши, груши околачивать; без царя в голове, медный лоб, дубовая голова, пустая голова, олух царя небесного, голова два уха; тёртый калач, старый волк; питаться воздухом, сосать лапу, питаться манной небесной, щёлкать зубами; плыть по течению; стоять на задних лапках, ломать шапку, гнуть спину, смотреть в рот, плясать под дудку.)
5) Вспомните фразеологизмы со словом как. Побеждает тот, кто больше назовёт.
III. Подведение итогов урока. Определяется команда-победитель.
IV. Домашнее задание. Упр. 140.