Морфемика и словообразование (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Морфемика и словообразование (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить изученные понятия в области морфемики; познакомить с историческими изменениями в составе слов; научить разграничивать корни-омофоны, различать паронимы.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников. Формулирование собственного мнения. Оценка работы товарищей.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Работа может выполняться на карточках. Одновременно два ученика участвуют в “дуэли” у доски. После выполнения ими работы её проверяют “секунданты” и цветным мелом вносят исправления. При проверке работу обязательно комментирует учитель.

1*. Разберите по составу слово вынуть.

2. Найдите родственные слова в цепочке: горячий, горянка, горчица.

3. Замок. Сколько слов можно прочитать? Подтвердите своё мнение сначала графически, затем с помощью родственных слов.

4. Выделите корни в словах: сестрёнка, черешенка, реченька, вишенка.

5. Подберите однокоренные слова — имена существительные к глаголу дать.

Проверочная карта. 1) В слове вынуть нет корня; 2) родственных слов нет; 3) два: зАмок и замОк; зАмок — зАмковый; замОк — замОчек, замОчный; 4) сестр-; черешен-; реч-; вишен-; 5) дача, выдача, задача, задачка, отдача, передача, подача, подачка, поддача, раздача, раздатчик, сдача, пересдача, приданое, бесприданница и др.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся называют непроизводные слова: краска, расти, круг, глотать, пахать; с помощью учителя подбирают к оставшимся группам слова, которые должны “возглавить” их родовое гнездо (ходить, брать, бежать).

2. Аукцион: учащиеся подсчитывают, сколько родственных слов они подобрали к слову друг, выявляют лидера.

III. Работа по теме урока с материалами учебника.

1. Упр. 160 выполняется письменно, под руководством учителя. Со словами водитель и беличий составляются дополнительные группы (например: белка — беличий, бельчонок; вести — водить, водитель, проводник, вожатый). Учитель предлагает вопрос: почему белка так называется? (У одной из пород белки белый мех.) Почему же корень не бел-, а белк-?

2. Работа на выявление исторических изменений, произошедших в составе слов: упр. 163. Поскольку учащиеся уже работали с этимологическим словарём, они смогут ответить, какой источник помогает им найти сведения о словах. (Работа с текстом дополняется составлением его плана и пересказом.)

3. Упр. 163 можно провести также в форме аукциона. По итогам работы учащиеся делают вывод, что корень -уч- в современном языке употребляется только в связке с другими морфемами. Учитель сообщает учащимся, что такие корни называются связанными.

4. Упр. 161 направлено на формирование навыка различения паронимов (см. Урок 27). Учителю следует учесть, что вариант, когда существительное употребляется с двумя прилагательными, есть только в 1-й группе: со словом семья допустимо употребление слов дружеский, дружный.

IV. Контроль за усвоением материала. Тестовое задание.

1. Одна и та же приставка есть у слов в ряду:

а) вскормить, вскочить

б) подвести, подвинуть

в) надписать, надстроить

2. Одинаковое значение имеют суффиксы в ряду:

а) ярославец, пловец

б) орлёнок, зайчонок

в) подстаканник, шутник

3. Одинаковая согласная пишется в приставках в ряду:

а) и_коса, ра_вести

б) во_нестись, ра_писать

в) бе_конечный, бе_хозный

4. Ошибка в употреблении слова есть в словосочетании:

а) поставить в документе роспись

б) воинское звание

в) стекольный завод

Проверочная карта: 1: в; 2: б; 3: в; 4: а.

V. Подведение итогов урока. Само- и взаимоконтроль выполнения теста.

VI. Домашнее задание. По упр. 156 подготовиться к письму по памяти.






Для любых предложений по сайту: [email protected]