Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Основные способы образования слов в русском языке (продолжение) - Словообразование. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с бессуффиксным способом образования слов, с понятиями словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка; развивать умения определять способ образования слова, образовывать слова указанным способом, располагать однокоренные слова с учётом последовательности их образования, пользоваться словообразовательным словарём.
Личностные УУД. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Планирование действий. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Сопоставление явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
В стихотворении “Что такое хорошо и что такое плохо” В. Маяковский пишет: “Вырастет из сына свин, если сын свинёнок”.
— Какие словообразовательные “вольности” позволил себе поэт? Какой способ образования он использовал для создания последнего слова? Приведите примеры слов, образованных таким же способом.
Ответ: словом свинья называется самка, самец называется кабаном, а детёныш свиньи — поросёнком. Поэт использовал суффиксальный способ образования.__________
По модели
животное + суффикс -онок /-ёнок = детёныш
образуются слова: волк → волчонок, тигр → тигрёнок, кенгуру → кенгурёнок, заяц → зайчонок, кот → котёнок, коза → козлёнок и др.
— Есть ли ещё слова, обозначающие детёнышей животных, которые образованы не от названия животного? (Корова, бык — телёнок, лошадь, конь — жеребёнок, собака, пёс — щенок, овца, баран — ягнёнок.)
— Последуйте примеру В. Маяковского и образуйте слова от данных основ.
II. Проверка домашнего задания проводится в игровой форме. К доске выходят три группы учащихся, которые представляют один из изученных способов образования слов (по жребию), иллюстрируют его примерами из домашней работы. Класс следит за правильностью ответов. Ученики, допустившие ошибки, выходят из игры. Побеждает группа, у которой при большем числе оставшихся игроков будет больше слов-иллюстраций.
Учителю следует иметь в виду, что лидировать, скорее всего, будет группа, представляющая суффиксальный способ образования. Пусть учащиеся объяснят причину этого лидерства.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство со словообразовательным словарём. Учитель выводит на доску статьи словаря и предлагает учащимся прокомментировать их.
Комментируя словарные статьи, учащиеся определяют способы образования слов, знакомятся с понятиями словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка (с. 98), находят слова с двойной мотивацией, сравнивают вторую статью с рисунком на с. 98, записывают любую словообразовательную цепочку.
2. Учитель сообщает о том, что иногда при образовании слов суффиксальным способом может использоваться нулевой суффикс. Такой способ в школьной практике принято называть бессуффиксным. Чтобы увидеть процесс такого образования, учащиеся сравнивают две словообразовательные пары: пробежать → пробеж-к(а); пробежать → пробег.
Учащиеся должны увидеть, что во втором случае к исходной основе ничего не прибавилось, хотя было образовано слово другой части речи. Используя ранее составленный алгоритм, они комментируют данный процесс следующим образом: 1) пробег — это существительное, которое обозначает не предмет, а процесс, действие, следовательно, оно образовано от глагола пробежать; 2) не прибавилось ни одной морфемы; 3) способ образования — бессуффиксный.
Можно представить учащимся таблицу, в которой нулевая суффиксация (бессуффиксный способ образования) дана в сопоставлении с явной.
Существительные, образованные от прилагательных |
|
сушь ← сухой |
сырость ← сырой |
тишь ← тихий |
тишина ← тихий |
синь ← синий |
синева ← синий |
зелень ← зелёный |
белизна ← белый |
Отглагольные существительные со значением процесса |
|
бег ← бегать полив ← поливать выход ← выходить |
беготня, бегание ← бегать поливка ← поливать борьба ← бороться |
Отглагольные существительные со значением лица |
|
балагур ← балагурить заика ← заикаться задира ← задирать |
ломака ← ломаться говорун ← говорить обманщик ← обманывать |
Другие части речи |
|
золотой ← золото пятый ← пять хворый ← хворать |
медный ← медь третий ← три горелый ← гореть |
3. Образование от данных глаголов существительных при помощи суффиксального (с помощью суффиксов -ениj- / -аниj-; -к-; -тель-) и бессуффиксного способов.
Образец: соорудить — сооружение; загореть — загар; зарядить — зарядка, заряд; заседать — заседание, заседатель.
Вооружить, возразить, заходить, находить, причалить, приступить, смотреть, водить, вязать, завязать, изложить, засорить, умножить, обожать, обозреть.
— Где при словообразовании происходит чередование?
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Выполнение упр. 175 сопровождается выборочной проверкой, взаимопроверкой, обращением к словообразовательному словарю.
2. — Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек, укажите способ образования слов.
1) Пустой → _____________ → опустошить;
2) рыба → рыбак → _____________ → порыбачить;
3) старый →_____________ → устареть → _____________ → устарелость;
4) счастье →________________ → несчастливый → _____________ → несчастливица;
5) конец → _____________ → бесконечность;
6) менять → обменять → _____________ → обменный.
Ответ: 1) пустошь; 2) рыбачить; 3) стареть, устарелый; 4) счастливый, несчастливец; 5) бесконечный; 6) обмен.
V. Подведение итогов урока.
— Какое из перечисленных ниже слов не образовано ни одним из уже знакомых вам способов образования?
Насмешка (суффиксальный); беззвёздный (приставочно-суффиксальный); одноклассник; осмотр (бессуффиксный); соученик (приставочный).
VI. Домашнее задание. По рисунку на с. 96 восстановить все пропущенные на дереве с корнем сад побеги, предшествующие появлению слов посадки, рассада, садовник. Записать их в виде словообразовательных цепочек.
В случае затруднения можно обращаться к словообразовательному словарю.