Буквы а и о в корне -кас- - -кос- (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы а и о в корне -кас- - -кос- (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: проверить усвоение изученного материала; закрепить правило правописания гласных в корне -кас- — -кос и умение графически обозначать условия выбора гласных; закрепить умение различать слова с омонимичными корнями.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Синтез знаний. Сопоставление явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Выступление перед аудиторией сверстников.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Фразеология, этимология, суффиксальный, бессуффиксный, командировка, декоративный, кружево, дощатый, каморка, плащ-палатка, богатырь, орнамент, аквалангист, конура, интерьер, закоулок, поглощать, книгопечатание, исследование, искусство, бордовый, типография. (22 слова)

II. Проверочная работа по теме “Словообразование”.

1. Выпишите из словарного диктанта сложные слова.

2. Определите способ образования выделенных слов.

3. Постройте словообразовательную цепочку из слов: кислотность, киснуть, кислота, кислый, кислотный.

4. Восстановите недостающие компоненты в словообразовательной цепочке: гадать→ _________ → ________ → разгадывание.

Проверочная карта.

1) Плащ-палатка, книгопечатание; 2) бессуффиксный — приставочно-суффиксальный; командировка, аквалангист, исследование — суффиксальный; 3) киснуть → кислый → кислота → кислотный → кислотность; 4) разгадать, разгадывать.

III. Работа по теме урока проводится в форме соревнования между группами.

1. Основное задание (по жребию). Каждая группа должна представить один из корней с чередующимися гласными: сформулировать правило, подобрать примеры, проверить представителей других групп на знание орфограммы. Представители групп поочерёдно работают у доски. За каждое правильно написанное выражение группа получает балл.

2. Конкурсное задание “Кто больше?”. Учащиеся должны заполнить корнями пропуски в словах-схемах. По количеству правильно подобранных вариантов группа получает баллы (можно дать дополнительные баллы за слова, которых нет у других групп).

Примеры ответов: 1) прокатчик, проходчик; 2) наконечник, насмешник; 3) бездонный, бездарный, безнадёжный; 4) неправда, непогода; 5) перевод, переход, перевоз, перевал; 6) водовозка, водокачка, самоучка.

3. Определение способов образования слов каждой группы. Учителю следует обратить внимание на 2-ю группу, поскольку подобранные слова могут быть образованы разными способами (например, в данном случае: слово наконечник образовано приставочно-суффиксальным способом от слова конец, существительное насмешник — суффиксальным от глагола насмехаться). 6-я группа слов образуется путём сложения с суффиксацией.

4. Выбор основания для группировки предложенных учителем слов. Каждая команда предлагает и защищает свой вариант.

Прикосновение, косоворотка, косица, косогор, косоглазие, косить, косец, кособокий, косилка, косарь, коса, коснуться, скосить, откос, косичка, косьба, косоглазый, перекос, косолапый.

Дополнительное задание: а) найти слова-омонимы; б) сгруппировать слова по способам образования. (Непроизводным в данном перечне является слово коса.)

5. Подведение итогов групповой работы, выявление победителя.

IV. Контроль за усвоением темы.

Самостоятельная работа с упр. 186.

V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка работы и формулировка предупреждения на основе упр. 186.

VI. Домашнее задание. Составить черновой вариант обобщающей таблицы “Чередование гласных в корнях слов”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]