Гласные в приставках пре- и при- (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Гласные в приставках пре- и при- (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умение правильно писать слова с изученной орфограммой; проверить знание слов с неясным значением приставок пре- и при-; совершенствовать орфоэпический навык.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация. Переработка информации. Обогащение словарного запаса. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов. Умение работать в мини-группе.

Ход урока

I. Орфоэпическая разминка.

— Закончите стихотворения:

Не ждали мы особой прибыли,

Но за наградой всё же ...

(прИбыли).

Иван Петров, как занят ни был,

А посмотреть на Сочи ...

(прИбыл).

Вертелась Юлька, как юла,

И с опозданьем ... (прибылА).

Дела советуем забыть

И вместе с ним сюда ...

(прибЫть).

— В чём состоит игра слов в первом двустишии? Дайте морфологическую характеристику слов и определите способ их образования.

(Прибыль — существительное, образовано от прибыть суффиксальным способом; прибыли — глагол в форме прошедшего времени, образован от были приставочным способом.)

II. Проверка домашнего задания. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой. У доски может происходить “дуэль” двух учеников.

Преодолеть препятствие, прилежный ученик, опасное приключение, презирать трусость, приусадебное хозяйство, пример пригодится, прекратить беседу, прилагать усилия, прекратить ссору, причина поражения, неприятное известие, приветствовать победителя, приспособиться к неприятностям, присутствуешь на премьере, пригласительный билет, природа преобразилась, прийти на помощь.

Задания: 1) Какие выражения не являются словосочетаниями? (Ответ выделен плашками.) 2) Одинаков ли способ образования выделенных слов? (Да, суффиксальный.)

III. Работа по теме урока.

1. Комплексная работа с текстом упр. 211.

2. Сопоставление однокоренных слов, близких по звучанию, но разных по значению, — паронимов. Учащиеся сравнивают пары слов в рамках на с. 113, 117, подбирают синонимы, используют в работе толковый словарь.

Учитель предлагает учащимся дополнительные примеры. Работа сопровождается составлением предложений.

3. Выборочное осложнённое списывание.

— Запишите словосочетания в три столбика: с приставками пре- — при-; с приставками на -з (-с); без приставок; обозначьте орфограммы.

Ра_тревожить воспоминания, пр_увеличить опасность, во_торгаться спектаклем, ра_смотреть рисунок, пр_спокойный отдых, пр_клоняться перед талантом, подготовить во_звание, пр_восходная сцена, беседовать с пр_зидентом, пр_одолеть пр_граду, пр_зреть сироту, пр_помнить басню, везу в ро_вальнях, пр_ручить львёнка, пр_твориться грустным, во_вестить о победе, подобрать пр_меры, пр_стыдить малыша, ра_считать затраты, пр_лестное утро.

IV. Контроль за усвоением темы.

Упр. 214 выполняется под контролем учителя, который консультирует учащихся и проводит выборочную проверку работ.

V. Подведение итогов урока в форме беседы.

— Какие группы приставок вы знаете? Что определяет написание приставок каждой из групп? Почему приставки пре- и при- составляют отдельную группу? Что помогает узнавать и различать их?

VI. Домашнее задание. Составить обобщающую таблицу “Правописание приставок”, подготовиться к контрольному диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]