Орфограммы в корнях слов - Повторение изученного в 5 классе

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Орфограммы в корнях слов - Повторение изученного в 5 классе

Цели урока: повторить, закрепить и систематизировать правила правописания гласных и согласных в корнях слов (орфограммы 1—5, 12—15, 24); упрочить орфографические навыки учащихся; закрепить умение графически выделять орфограммы; совершенствовать умение создавать высказывание на лингвистическую тему; развить интерес к истории русского языка.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Коррекция. Познавательные УУД. Выдвижение гипотез и их доказательство. Поиск информации в справочной литературе. Создание алгоритмов. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Сотрудничество.

Ход урока

I. Лингвистическая пятиминутка.

Учитель показывает учащимся лягушку (слайд, картинка, игрушка), просит написать это слово и определить, какая орфограмма есть в корне этого слова (орфограмма 2 “Непроверяемая гласная”), предлагает подумать, всегда ли это слово имело непроверяемую гласную и есть ли в современном русском языке “дальние родственники” этого слова. Демонстрируется слайд (или предлагается раздаточный материал) со статьёй из этимологического словаря1: “ЛЯГУШКА. Искон. суф. производное от лягуха, суф. образования от ляга (лягать). Земноводное получило имя по способу передвижения прыжками. ЛЯГА — нога, бедро”. Делается вывод: в современном языке есть слова ляжка, лягнуть, которые раньше были однокоренными со словом лягушка”.

— Какой суффикс участвовал в образовании этого слова и в каком слове, часто употребляемом со словом лягушка в русских сказках, он также встречается? (Лягушка-квакушка.) Учащиеся делают морфемный разбор этих слов, сопоставляют их строение.

II. Повторение орфограмм в корнях слов.

Работа над орфограммами в корнях слов опирается на домашнее задание.

1. Представление орфограмм с использованием групповой формы работы. Класс делится на пять групп: 1-я группа отвечает за орфограммы 1, 2; 2-я группа — за орфограммы 3, 4; 3-я группа — за орфограммы 5, 14; 4-я группа — за орфограммы 12, 13, 24; 5-я группа — за орфограмму 15. Каждая группа должна выступить с коротким сообщением на лингвистическую тему и подготовить четыре примера для записи. Работу каждой группы дополняют подготовленные учащимися дома иллюстрации и занимательные задания.

2. Закрепление орфографического навыка: упр. 29, 30.

Комментируя задание к упр. 29, учитель обращает внимание учащихся на то, какие морфемы представлены в таблице к упражнению, предлагает найти на форзаце информацию об орфограмме 18. Следует остановиться на глаголе стережёт, поскольку правописание окончания глагола регулируется орфограммой 25, и на слове демонстрация, поскольку гласная и находится в суффиксе слова (этой морфемы в таблице к упражнению нет).

Работая с орфограммами 13, 14 и 15, необходимо повторить все исключения из правил, которые учащиеся должны знать. Кроме того, можно предложить другой вариант правила о правописании гласных о — ё после шипящих в корнях слов, не тот, который известен учащимся из программы 5 класса (учитель сам решает, стоит ли проводить такую работу, ориентируясь на уровень подготовки класса). В этом случае в работу можно включить слова, не названные исключениями: шорты, крюшон, боржоми, обжора, чокаться, шомпол, корнишон, анчоусы и др. (учащиеся находят в словаре значение непонятных слов, записывают их в словарики).

Работу с упр. 30 можно сделать выборочной (по орфограммам или видам морфем), в том числе по группам; как вариант — выборочная работа у доски, которая будет проверена и оценена учащимися.

Ученику, который быстро справится с заданием, предлагается работа со словом оранжерея: определить его значение, происхождение, сопоставить со словом оранжевый (ученик использует разные виды словарей).

III. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает учащимся определить, как усвоены орфограммы, которые повторяли на уроке, и записать номера тех из них, которые требуют самостоятельной дополнительной проработки.

IV. Домашнее задание. 1) Для всего класса: подготовиться к словарному диктанту по материалам упр. 20, 21, 29, 30. 2) Дифференцированно: пополнить “Словарь личных ошибок”. 3) По желанию: подобрать материал для словарного диктанта по повторённым орфограммам. 4) Индивидуально: подготовить рассказ об этимологическом словаре.


1 Если ранее учащиеся не пользовались этимологическим словарём, необходимо объяснить, что это за словарь, какую информацию содержит и с какой целью может быть использован в учебной деятельности. Можно предложить рассказать о словаре в виде индивидуального задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]