Не с существительными - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Не с существительными - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: представить правило правописания не с существительными (орфограмма 32); научить правильно осуществлять выбор слитного или раздельного написания не с существительными, группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написания, графически выделять орфограмму.

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Установление аналогий. Индуктивное умозаключение. Извлечение информации из учебного пособия. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре и группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Задание: разбейте слова на две группы и дополните каждую из них своими примерами: саксофон, тюль, мартен, кашемир, мансарда, дизель, ватман, болонья, пломбир, бойкот.

Работа проводится в групповой форме и оценивается по трём параметрам: кто ответит правильно, быстро и с большим числом собственных примеров.

Ответ. Образованы от фамилий: саксофон, мартен, мансарда, дизель, ватман, бойкот; от географических названий: тюль, кашемир, болонья, пломбир.

II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Чтение материалов для наблюдения на с. 150. При комментировании 1-го предложения анализируется значение приставки не-, определяется способ образования слова и антонимичные отношения получившейся пары: решительность — нерешительность.

2. Составление аналогичных пар со словами: зависимость, воля, счастье, удача, усидчивость, ловкость, урожай, терпимость, надёжность.

— От всех ли существительных можно образовать при помощи приставки не- новые слова — однокоренные антонимы? Докажите примерами (в том числе словами из лингвистической разминки). Каких существительных больше — от которых нельзя производить однокоренные антонимы или от которых можно?

3. Чтение и комментирование правила (с. 150). Учащиеся выявляют, в чём разница между примерами, иллюстрирующими п. 1; находят в правиле пункт, связанный с выполненным выше упражнением, подбирают к записанным словам синонимы; с использованием получившихся рядов иллюстрируют раздельное написание, запоминают, что не здесь — отрицательная частица.

Образец: удача — неудача — поражение. Его ждёт не удача, а поражение.

Запоминание правила, взаимоконтроль.

III. Тренировочные упражнения.

1. Соберите слова с не-, которые обозначают свойства характера, качества человека, продолжив ряд: непоседа, недотёпа, неумеха...

Определите род этих слов и то, чем является не- — приставкой или частью корня.

2. Упр. 285. Учитель обратит внимание, что в первой группе слов (с приставками) есть те, которые не употребляются без не (небылицы, неучем).

3. При выполнении упр. 286 учитель предлагает воспользоваться словарями, использовать ресурсы портала “Грамота.ру” (при проверке слова открываются страницы словарей синонимов и антонимов).

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся задают вызванным к доске ученикам вопросы по теме урока и определяют усвоение правила.

V. Домашнее задание. Подготовить алгоритм “Как писать не с существительными”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]