Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Как возникают фразеологизмы - ФРАЗЕОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
Сообщение о фразеологизмах с примерами из домашних упражнений.
II. Обращение к теоретическому материалу I—V § 18.
Коллективное составление таблицы.
Источники возникновения фразеологизмов, крылатых слов и выражений
Источники |
Примеры |
Разговорная речь |
Надуть губы, от чистого сердца, вставлять палки в колёса |
Профессиональная речь |
Играть первую скрипку, не жалеть красок, трещать по всем швам |
История и быт Древней Руси |
Спустя рукава, засучив рукава, заткнуть за пояс |
Богослужебные книги, Библия, Евангелие |
Вавилонское столпотворение, манна небесная, глас вопиющего в пустыне |
Античные мифы |
Троянский конь, авгиевы конюшни, нить Ариадны |
Литературные произведения |
А Васька слушает да ест, на деревню дедушке, у разбитого корыта |
III. Закрепление.
3.1. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что...” на с. 110.
3.2. Упр. 110.
— Составьте и запишите предложения с фразеологизмами из п. II теоретического материала.
3.3. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что...” нас. 111.
3.4. Упр. 111, 112.
3.5. Упр. ИЗ.
— Придумайте ситуацию, в которой могло быть использовано одно из прочитанных выражений. Составьте и запишите с ним предложение.
IV. Подведение итогов урока и рефлексия.
V. Дифференцированное домашнее задание. § 18, подготовить рассказ об источниках возникновения фразеологизмов.
1 вариант — составить 5 предложений с разными фразеологизмами.
2 вариант — выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов с одним и тем же словом.
Индивидуальные задания. 1) Подготовить презентацию фразеологических словарей и словарей крылатых слов и выражений; 2) подготовить презентацию “Словаря пословиц и поговорок” В.И. Даля.