Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Обобщающие уроки по теме Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить и обобщить изученное о местоимении; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистического разбора, монологической речи.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, делать сообщения по плану, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- II. Анализ сочинений
III. Работа по теме урока
- Работа по учебнику
- Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 97, 98).
- Упр. 501 — сообщения о местоимении по сложному плану.
- Упр. 502 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Упр. 503 - выразительное чтение стихотворения А.С. Пушнина “Узник” наизусть, запись местоимений, самостоятельный морфологический разбор (по вариантам).
Комментарии
Местоимения, встречающиеся в стихотворении: мои, со мною, своим, мы, я.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 97 - комментированное письмо.)
- Практическое задание
— Определите, из каких мультфильмов эти песни. Выпишите из куплетов песен местоимения, выполните их морфологический разбор (можно по вариантам).
Что было вчера —
То забыть мне пора.
С завтрашнего дня, с завтрашнего дня
Ни соседям, ни друзьям - никому
Не узнать меня, не узнать меня!
(“Каникулы в Простоквашино”.)
Э. Успенский
Эх, жизнь моя — жестянка!
Да ну её в болото!
Живу я как поганка,
А мне летать, а мне летать,
а мне летать охота!
(“Летучий корабль”.)
Ю. Энтин
Ждёт моих подарочков ребятня,
И тебе достанется от меня!
Наконец сбываются все мечты,
Лучший мой подарочек — это ты!
(“Ну, погоди!”)
Ю. Энтин
- Подведение итогов урока
— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы “Местоимение”?
— Как связаны морфология местоимений и орфография?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 76—87, упр. 506 (устно).
Подготовиться к словарному диктанту.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 506 — выразительное чтение стихотворения, с заменой местоимений значимыми частями речи.)
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Заглавие рассказа, старинная типография, что-нибудь сделано, музыкальные инструменты, никому не возражать, иллюстрации к сказке, кое-что выяснить, подзаголовок статьи, грозди сирени, коллекция редкостей, восточный орнамент, кое с кем встретиться, ничей щенок, ни у кого не спросишь, биография писателя.
- Работа по теме урока
- Работа но учебнику
Упр. 504 — обсуждение примеров, заполнение таблицы.
Упр. 505 — выразительное чтение текста, обсуждение.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Маленькое, но умное слово”, “Такое коротенькое слово кто”, “Волшебное слово”.
- Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 96 — выразительное чтение текста, самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей взаимопроверкой.
Задание 98 — выразительное чтение текста, обсуждение, запись исправленного текста.
- Подведение итогов урока
— Какие разряды местоимений имеют одинаковый набор членов? (Вопросительные и относительные.)
— Как вопросительные и относительные местоимения можно отличить друг от друга? (Только в предложении: вопросительные местоимения служат для выражения вопроса в вопросительных по цели высказывания предложениях.)
— Какой разряд состоит из одного местоимения? (Возвратное местоимение себя.)
— С какими трудностями вы столкнулись при изучении темы “Местоимение”?
— Какие разделы темы вам показались особенно интересными?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 76—87.
Рабочая тетрадь: задание 91.
Подготовиться к тестовой работе по теме “Местоимение”.