Повторение изученного в 5 классе - Урок 3 - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Повторение изученного в 5 классе - Урок 3 - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: повторить ранее изученный материал по теме “Глагол”; закреплять знания об основных грамматических признаках гла­гола, его роли в предложении, в речи.

Планируемые результаты: знание морфологических призна­ков глагола (вид, время, лицо, число); умения определять спряже­ние, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 99 из рабочей тетради — взаимопроверка.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Танцую, мечтать, полёт, придумать. (Полёт — это имя существа тельное, остальные слова — глаголы.)

Беговая, поставим, рассказывает, радоваться. (Беговая — это ими прилагательное, остальные слова — глаголы.)

— По каким признакам вы отличили глаголы от прилагательного и существительного?

— Какую большую тему мы начинаем изучать? (Глагол.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить всё, что нам известно о глаголе, и углубить свои знания.)

  1. V. Работа по теме урока
  2. Беседа

— Что такое глагол?

— Что такое неопределённая форма глагола?

— На какие вопросы отвечают глаголы?

— Какие виды имеет глагол? Как можно их определить?

— Расскажите о спряжениях глагола. Приведите примеры.

— В какой форме глаголы изменяются по родам?

— Какие формы времени имеют глаголы?

— Какова синтаксическая роль глагола?

  1. Практическое задание

— Определите, из какого произведения взят фрагмент. Вы­пишите глаголы, определите их грамматические признаки (вид, спряжение, число, время, лицо, род).

(Текст записан на доске.)

— “Здравствуй, Ассоль! - скажет он.

— Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали”. (А. Грин)

Комментарии

Скажет — сов. вид, I спр., ед. ч., буд. вр., 3-е л.

Увидел — сов. вид, II спр., ед. ч., прош. вр., м. р.

Приехал —сов. вид, I спр., ед. ч., прош. вр., м. р.

Увезти — сов. вид, I спр., н. ф.

Будет — сов. вид, I спр., ед. ч., буд. вр., 3-е л.

Пожелаешь — сов. вид, I спр., ед. ч., буд. вр., 2-е л.

Жить — несов. вид, I спр., н. ф.

Станем — сов. вид, I спр., мн. ч., буд. вр., 1 -е л.

Не узнает — сов. вид, I спр., ед. ч., буд. вр., 3-е л.

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 507 — выразительное чтение стихотворения, комментированное письмо, выполнение заданий.

Упр. 508 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 509 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние, выполнение письменных заданий.

Комментарии

Варианты заглавия стихотворения: “Дерево посадим...”.

Глаголы будущего времени: посадим, вырастет, зашуршит, за­горится, будут вить, будут светиться, будут шелестеть, проснутся.

VII. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают глаголы?

— Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: §88, упр. 510.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Самоопределение к деятельности

— Какую тему вы повторили при выполнении домашнего за­дания? (Правописание безударных личных окончаний глаголов.)

(Устные сообщения учащихся.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить навыки правописания безударных личных оконча­ний глаголов.)

III. Работа по теме урока

  1. Слово учителя

Вспомним стихотворение, с помощью которого легко запо­мнить 11 глаголов-исключений, относящихся ко II спряжению (если личные окончания глаголов безударные).

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вспомним также:

суффикс -ся (-сь) и приставки не влияют на спряжение глаголов: наломать и ломаться спрягаются, как ломать, догнать и гнаться — как гнать и т. д.;

спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.

  1. Работа по учебнику

(Упр. 511 — письменное выполнение: вариант 1 — увидеть, просить; вариант 2 — вырастить, вырастать; вариант 3 – вырасти, услышать. Глаголы-паронимы (вырастить, вырасти, вырастать) следует проспрягать на доске, определить их вид, спряжен п. и значение, сравнить получившиеся формы, отметить формы омофоны (вырастим — вырастем, вырастишь - вырастешь и т. д.)

Различаются у глаголов II спряжения вырастить и I спряжения вырасти и по звучанию, и по написанию только формы 1 -го лица единственного числа (выращу — вырасту) и 3-го лица множествен­ного числа (вырастят — вырастут).)

При написании форм глаголов необходимо учитывать их зна­чение, правильно определять начальную форму и спряжение.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 512 — выразительное чтение стихотворения, коллек­тивное выполнение заданий.

Упр. 513 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

  1. Словарная работа

(Самостоятельные наблюдения, чтение правильных форм глаголов (с. 103, вверху), составление словосочетаний с ними.)

  1. Подведение итогов урока

— Что такое спряжение глаголов?

— На каком основании глаголы относятся к I или II спряжению?

— Почему важно правильно определять спряжение глаголов?

Домашнее задание

Учебник: § 88, упр. 514.

Ход урока 3

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 514 - обсуждение вопросов и заданий, морфемный разбop на доске.)

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

И стали три пальмы на Бога роптать:

“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы...”

М. Лермонтов

— Подчеркните глаголы, укажите их значение и граммати­ческие признаки. Проспрягайте глагол роптать. Отметьте глаголы с чередованием гласных и согласных в корне.

  1. Работа по теме урока
  2. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик видовые пары гла­голов, данные в рамке на с. 103, подчеркните орфограммы.

Объясните разницу в их значении.

Составьте предложения с этими глаголами.

  1. Работа по учебнику

Упр. 515 - коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 516 — выразительное чтение текста, обсуждение, вы­полнение письменных заданий, морфологический разбор на доске.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Новость”, “Несходство настрое­ний”, “Нетерпеливый и хладнокровный”.

  1. Занимательная лингвистика

— Послушайте загадку. Назовите отгадку.

Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдёт — всяк поклонится. (Гриб.)

— Какое языковое явление лежит в основе этой загадки? (Яв­ление многозначности, сходство признаков: слово ножка мно­гозначное.)

— Сделайте синтаксический разбор предложения, морфоло­гический разбор местоимений и глаголов.

  1. Подведение итогов урока

— Какие способы образования глаголов вы знаете?

— Что такое видовые пары глаголов?

Домашнее задание

Учебник: § 88, упр. 517 (подготовиться к сочинению).






Для любых предложений по сайту: [email protected]