Повторение: способы образования глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Повторение: способы образования глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цель: закреплять знания о способах образования глаголов.

Планируемые результаты: знание способов образования гла­голов; умения определять способ образования, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Анализ сочинений

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 518 - обсуждение задания.)

Комментарии

Глаголы, образованные приставочным способом: перечи­тать ← читать, входить ← ходить, приклеить ← клеить, пере­летать ← летать.

Глаголы, образованные суффиксальным способом: меч­тать ← мечта, светлеть ← светлый, мчаться ← мчать, завтра­кать ← завтрак, ужинать ← ужин, бледнеть ← бледный.

  1. Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите грамматические признаки частей речи.

В одно ухо влетело, в другое вылетело.

  1. V. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрим глаголы, которые встретились в поговорке: влетело — вылетело. Чем они различаются? От какого сло­ва и как они образованы? (Образованы от глагола лететь приставочным способом с помощью противоположных по зна­чению приставок.)

— А теперь образуйте от второго глагола существительное. (Вылет.)

— Как называется такой способ словообразования? (Бессуффиксный.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Поупражняться в определении способов образования глаголов.)

  1. Работа по теме урока
  2. Повторение способов образования глаголов

— Какие способы словообразования, кроме приставочного и бессуффиксного, вы знаете? Приведите примеры гла­голов, образованных этими способами. (Суффиксальный (кружить ← кружиться), приставочно-суффиксальный (ле­теть ← разлететься)?)

  1. Работа по учебнику

(Упр. 519 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.)

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 520 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Глаголы с суффиксом -нича-: слесарничать, рукодельничать, лентяйничать, сотрудничать, попрошайничать.

Уточним задание учебника: глаголы полдничать и плотничать образуются с помощью суффикса -а-. Корень в словах полдник, полдничать -дн- (такой же, как в слове день, — происходит чере­дование гласного в корне с нулём звука); в словах плотник, плот­ничатьплотник (происходит чередование согласного в корне).

Все глаголы относятся к 1 спряжению.

  1. Упр. 521 — самостоятельное выполнение после предвари тельного обсуждения.
  2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик глаголы, данные в рамках на с. 105, 106, подчеркните орфограммы.

Выясните их значение по толковому словарю, определите способ образования.

Составьте словосочетания с этими словами.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие способы образования глаголов вы знаете?

— Как пишется не с глаголами?

Домашнее задание

Учебник: § 88, составить предложения с глаголами, данными в рамках (с. 105, 106).

Подготовиться к тестовой работе по теме “Глагол. Повторение изученного в 5 классе”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]