Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Повторение: способы образования глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: закреплять знания о способах образования глаголов.
Планируемые результаты: знание способов образования глаголов; умения определять способ образования, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Анализ сочинений
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 518 - обсуждение задания.)
Комментарии
Глаголы, образованные приставочным способом: перечитать ← читать, входить ← ходить, приклеить ← клеить, перелетать ← летать.
Глаголы, образованные суффиксальным способом: мечтать ← мечта, светлеть ← светлый, мчаться ← мчать, завтракать ← завтрак, ужинать ← ужин, бледнеть ← бледный.
- Актуализация знаний
— Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите грамматические признаки частей речи.
В одно ухо влетело, в другое вылетело.
- V. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрим глаголы, которые встретились в поговорке: влетело — вылетело. Чем они различаются? От какого слова и как они образованы? (Образованы от глагола лететь приставочным способом с помощью противоположных по значению приставок.)
— А теперь образуйте от второго глагола существительное. (Вылет.)
— Как называется такой способ словообразования? (Бессуффиксный.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Поупражняться в определении способов образования глаголов.)
- Работа по теме урока
- Повторение способов образования глаголов
— Какие способы словообразования, кроме приставочного и бессуффиксного, вы знаете? Приведите примеры глаголов, образованных этими способами. (Суффиксальный (кружить ← кружиться), приставочно-суффиксальный (лететь ← разлететься)?)
- Работа по учебнику
(Упр. 519 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.)
VII. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 520 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Комментарии
Глаголы с суффиксом -нича-: слесарничать, рукодельничать, лентяйничать, сотрудничать, попрошайничать.
Уточним задание учебника: глаголы полдничать и плотничать образуются с помощью суффикса -а-. Корень в словах полдник, полдничать -дн- (такой же, как в слове день, — происходит чередование гласного в корне с нулём звука); в словах плотник, плотничать — плотник (происходит чередование согласного в корне).
Все глаголы относятся к 1 спряжению.
- Упр. 521 — самостоятельное выполнение после предвари тельного обсуждения.
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик глаголы, данные в рамках на с. 105, 106, подчеркните орфограммы.
Выясните их значение по толковому словарю, определите способ образования.
Составьте словосочетания с этими словами.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие способы образования глаголов вы знаете?
— Как пишется не с глаголами?
Домашнее задание
Учебник: § 88, составить предложения с глаголами, данными в рамках (с. 105, 106).
Подготовиться к тестовой работе по теме “Глагол. Повторение изученного в 5 классе”.