Употребление наклонений - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Употребление наклонений - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать особенности употребления наклонений глагола, способы выражения одних наклонений через другие; развивать орфографическую зоркость, навыки вежливой речи.

Планируемые результаты: знание грамматических признаком наклонений глагола; умения определять наклонения глаголом, различать формы наклонений в речи, в тексте, уместно выражать и употреблять то или иное наклонение, объяснять языковые наклонения; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Анализ сочинений

III. Проверка домашнего задания

  1. Упр. 554 — объяснение орфограмм.
  2. Чтение примеров предложений, в которых употребляются разные формы повелительного наклонения.
  3. Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения, морфоло­гический разбор местоимений и глаголов. Объясните смысл пословицы.

На Бога надейся, а сам не плошай.

  1. Самоопределение к деятельности

Мы наблюдали, как повелительное наклонение может выра­жаться через формы изъявительного. Есть и другие случаи, когда формы одного наклонения употребляются в значении другого. И речи необходимо учитывать, какие оттенки при этом приобре­тают фразы.

(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятель­ных наблюдений” (с. 128).)

Комментарии

В первом предложении левого столбика повелительное на­клонение выражено инфинитивом, начальной формой глаго­ли: Не шуметь! Слушать внимательно! Во втором предложении правого столбика повелительное наклонение выражено формой условного: Молчали бы вы лучше! Не возражали бы! Во всех пред­ложениях левого столбика побуждение к действию имеет оттенок приказа, в предложениях правого столбика — совета, просьбы.

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О способах вы­ражения наклонений глагола, об употреблении наклонений.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Мы рассмотрели случаи выражения повелительного наклонения через изъявительное, через условное, через инфинитив. Может ли быть наоборот? Оказывается, и такое бывает.

Повелительное наклонение может употребляться в значении условного: Щепотки волосков Лиса не пожалей — остался б хвост! (И. Крылов) Иначе говоря, если бы лиса не пожалела щепотки волосков, остался бы у неё хвост. Повелительное наклонение может выступать в значении изъ­явительного: Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться!

Неопределённая форма глагола может употребляться в значе­нии всех трёх наклонений: изъявительного, условного, повели­тельного. И царица хохотать и плечами пожимать... (А. Пушкин); Взять бы да и переделать всё; Не пускать посторонних!

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 562 — устное выполнение.
  3. Упр. 563 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение заданий, выполнение письменного задания на доске и в тетрадях.

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

(Упр. 564 - самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 110 — самостоятельное выполнение.)

  1. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 128, 129, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами, используя глаго­лы в разных наклонениях.

  1. Практическое задание

— Запишите текст. Укажите глаголы: в повелительном наклонении.

Юный друг, всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись,

Будь весёлым, дерзким, шумным,

Драться надо — так дерись!

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад!

Я сама была такою

Триста лет тому назад

Вспомните, откуда взяты эти слова и кто их автор. (Слова романса черепахи Тортиллы из фильма “Приключения Буратино”, Ю. Энтин.)

VIII. Подведение итогов урока

— Как может выражаться повелительное наклонение глаголи?

— Какими способами может быть выражено условное наклонение? изъявительное наклонение?

Домашнее задание

Учебник: § 94, упр. 565.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 565 — чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

— Запишите пословицу. Объясните её смысл. Сделайте син­таксический разбор предложения. Объясните орфограммы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор местоимения и глагола.

Знай, сверчок, свой шесток.

  1. Работа по теме урока
  2. Практическое задание

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

Встань пораньше, встань пораньше,

встань пораньше,

Только утро замаячит у ворот.

Ты увидишь, ты увидишь,

как весёлый барабанщик

В руки палочки кленовые берёт.

Б. Окуджава

Медленно минуты уплывают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди!

Может, мы обидели кого-то зря —

Календарь закроет этот лист.

К новым приключениям спешим, друзья,

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Голубой вагон бежит, качается,

Скорый поезд набирает ход.

Ну зачем же этот день кончается?

Пусть бы он тянулся целый год!

Э. Успенский

— Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите на­клонение глагола и особенности его выражения.

  1. Работа по учебнику

Упр. 566 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением вопросов и заданий.

Упр. 567 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменных заданий.

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 114- самостоятельное выполнение.)

  1. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 130.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте уда­рение.

Составьте словосочетания с этими глаголами.

  1. Подведение итогов урока

— Приведите примеры переносного употребления наклоне­ний глагола.

— Назовите формулы вежливой речи (“волшебные” слова).

Домашнее задание

Учебник: повторить § 89—94, упр. 568 (подготовиться к дик­танту).

Рабочая тетрадь: задание 115.

Подготовиться к тестовой работе по темам “Разноспря­гаемые глаголы”, “Переходные и непереходные глаголы”, “Наклонение глагола”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]