Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Употребление наклонений - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать особенности употребления наклонений глагола, способы выражения одних наклонений через другие; развивать орфографическую зоркость, навыки вежливой речи.
Планируемые результаты: знание грамматических признаком наклонений глагола; умения определять наклонения глаголом, различать формы наклонений в речи, в тексте, уместно выражать и употреблять то или иное наклонение, объяснять языковые наклонения; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- II. Анализ сочинений
III. Проверка домашнего задания
- Упр. 554 — объяснение орфограмм.
- Чтение примеров предложений, в которых употребляются разные формы повелительного наклонения.
- Актуализация знаний
— Сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор местоимений и глаголов. Объясните смысл пословицы.
На Бога надейся, а сам не плошай.
- Самоопределение к деятельности
Мы наблюдали, как повелительное наклонение может выражаться через формы изъявительного. Есть и другие случаи, когда формы одного наклонения употребляются в значении другого. И речи необходимо учитывать, какие оттенки при этом приобретают фразы.
(Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 128).)
Комментарии
В первом предложении левого столбика повелительное наклонение выражено инфинитивом, начальной формой глаголи: Не шуметь! Слушать внимательно! Во втором предложении правого столбика повелительное наклонение выражено формой условного: Молчали бы вы лучше! Не возражали бы! Во всех предложениях левого столбика побуждение к действию имеет оттенок приказа, в предложениях правого столбика — совета, просьбы.
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О способах выражения наклонений глагола, об употреблении наклонений.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Мы рассмотрели случаи выражения повелительного наклонения через изъявительное, через условное, через инфинитив. Может ли быть наоборот? Оказывается, и такое бывает.
Повелительное наклонение может употребляться в значении условного: Щепотки волосков Лиса не пожалей — остался б хвост! (И. Крылов) Иначе говоря, если бы лиса не пожалела щепотки волосков, остался бы у неё хвост. Повелительное наклонение может выступать в значении изъявительного: Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться!
Неопределённая форма глагола может употребляться в значении всех трёх наклонений: изъявительного, условного, повелительного. И царица хохотать и плечами пожимать... (А. Пушкин); Взять бы да и переделать всё; Не пускать посторонних!
- Работа по учебнику
- Упр. 562 — устное выполнение.
- Упр. 563 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение заданий, выполнение письменного задания на доске и в тетрадях.
VII. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 564 - самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.)
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 110 — самостоятельное выполнение.)
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 128, 129, подчеркните орфограммы.
Составьте предложения с этими словами, используя глаголы в разных наклонениях.
- Практическое задание
— Запишите текст. Укажите глаголы: в повелительном наклонении.
Юный друг, всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись,
Будь весёлым, дерзким, шумным,
Драться надо — так дерись!
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад!
Я сама была такою
Триста лет тому назад
—
Вспомните, откуда взяты эти слова и кто их автор. (Слова романса черепахи Тортиллы из фильма “Приключения Буратино”, Ю. Энтин.)
VIII. Подведение итогов урока
— Как может выражаться повелительное наклонение глаголи?
— Какими способами может быть выражено условное наклонение? изъявительное наклонение?
Домашнее задание
Учебник: § 94, упр. 565.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 565 — чтение и анализ творческих работ.)
III. Актуализация знаний
— Запишите пословицу. Объясните её смысл. Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор местоимения и глагола.
Знай, сверчок, свой шесток.
- Работа по теме урока
- Практическое задание
(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)
Встань пораньше, встань пораньше,
встань пораньше,
Только утро замаячит у ворот.
Ты увидишь, ты увидишь,
как весёлый барабанщик
В руки палочки кленовые берёт.
Б. Окуджава
Медленно минуты уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди!
Может, мы обидели кого-то зря —
Календарь закроет этот лист.
К новым приключениям спешим, друзья,
Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход.
Ну зачем же этот день кончается?
Пусть бы он тянулся целый год!
Э. Успенский
— Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите наклонение глагола и особенности его выражения.
- Работа по учебнику
Упр. 566 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением вопросов и заданий.
Упр. 567 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 114- самостоятельное выполнение.)
- Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 130.
Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.
Составьте словосочетания с этими глаголами.
- Подведение итогов урока
— Приведите примеры переносного употребления наклонений глагола.
— Назовите формулы вежливой речи (“волшебные” слова).
Домашнее задание
Учебник: повторить § 89—94, упр. 568 (подготовиться к диктанту).
Рабочая тетрадь: задание 115.
Подготовиться к тестовой работе по темам “Разноспрягаемые глаголы”, “Переходные и непереходные глаголы”, “Наклонение глагола”.