Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Правописание гласных в суффиксах глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах глаголов; учить распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-); развивать навыки самостоятельной работы; обогащать лексический запас.
Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в суффиксах глаголов; владение навыками морфемного разбора; умения распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-), объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Анализ сочинений
III. Самоопределение к деятельности
(Беседа по § 98 (реализация домашнего задания).)
— Над какой темой вы работали дома?
— К каким выводам вы пришли в ходе самостоятельных наблюдений над суффиксами глаголов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-)? Сформулируйте правило так, чтобы было удобнее запомнить. (Примерный ответ. Вариант 1: если в 1-м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс -ыва- (-ива-) сохраняется: раздумываю — раздумывать, заканчиваю — заканчивать; если в 1 -м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-): рисую — рисовать, ночую — ночевать. Вариант 2: в неопределённой форме и в прошедшем времени глагола пишется суффикс -ова- (-ева-), если он пропадает в 1-м лице настоящего и будущего времени. Если суффикс сохраняется, то это суффикс -ыва- (-ива-).) Упоминания о прошедшем времени даже излишни, так как мы знаем, что прошедшее время образуется от основы неопределённой формы с помощью суффикса -л-.
Исчезновение суффикса -ова- (-ева-) при смене формы глагола можно объяснить, заглянув в историю языка. Подобное явление мы наблюдали при склонении существительных с суффиксами -ик- и -ек-: ключик — ключика, замочек — замочка.
Выпадать могут только буквы o и e, буква и не выпадает, так как не было такого краткого звука: крючок — крючка, мячик — мячика. (См. урок 92.)
Постфикс (суффикс) -ся (-сь) не влияет на гласные рассматриваемых суффиксов: побаиваюсь — побаиваться, подделываюсь — подделываться, советуюсь — советоваться. (Проверка упр. 579 по цепочке.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить умения распознавать и правильно писать суффиксы глаголов.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Необходимо отличать суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) от суффикса -ва, который встречается, например, в словах успевать, ослабевать, переставать, обвевать, обвивать.
Суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва (-ива-) всегда безударный.
С помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вид глаголов от глаголов совершенного вида: успеть — успевать, ослабеть — ослабевать, перестать — переставать, обвеять — обвевать, обвить — обвивать.
Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и.
Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: успевать — успеть, переставать — перестать и т. д.
Исключения: застрять — застревать, затмить — затмевать, продлить — продлевать.
- Работа по учебнику
- Упр. 580 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение значения фразеологизма.
- Упр. 581, 582 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Закрепление изученного материала
- Практическое задание
— Проверьте безударные гласные (образовать глаголы совершенного вида, отбросив суффикс -ва-). Поставьте ударение в словах.
Надевать, перебивать, назревать, продавать, подливать, выбивать, раздаваться, запивать, одеваться, узнавать, успевать, вставать, создавать, овладевать, зашивать, отогревать.
- Работа по учебнику
(Упр. 583 — выразительное чтение текста, выполнение заданий.)
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Детство скульптора Коненкова”, “Труд - верная опора человека”, “Рассказ о деревенском детстве”.
- Словарно-орфоэпическая работа
— Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 136.
— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.
— Составьте словосочетания с этими глаголами.
— Запишите в орфографический словарик слово сызмальства, подчеркните орфограммы.
— Составьте предложение с этим словом.
- Подведение итогов урока
(Связный рассказ по заданию 117 из рабочей тетради.)
Домашнее задание
Учебник: повторить § 95-98, упр. 583, 584.
Подготовиться к проверочной работе по темам “Безличные глаголы”, “Возвратные глаголы”, “Правописание гласных в суффиксах глаголов”.