Правописание гласных в суффиксах глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Правописание гласных в суффиксах глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах глаголов; учить распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-); развивать навыки самостоятельной работы; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в суффиксах глаголов; владение навыками морфемного разбора; умения распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-), объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Анализ сочинений

III. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 98 (реализация домашнего задания).)

— Над какой темой вы работали дома?

— К каким выводам вы пришли в ходе самостоятельных на­блюдений над суффиксами глаголов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-)? Сформулируйте правило так, чтобы было удобнее запомнить. (Примерный ответ. Вариант 1: если в 1-м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошед­шем времени суффикс -ыва- (-ива-) сохраняется: раздумы­ваю — раздумывать, заканчиваю — заканчивать; если в 1 -м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-): рисую — рисовать, ночую — ночевать. Вариант 2: в неопределённой форме и в прошедшем времени глагола пишется суффикс -ова- (-ева-), если он пропадает в 1-м лице настоящего и бу­дущего времени. Если суффикс сохраняется, то это суф­фикс -ыва- (-ива-).) Упоминания о прошедшем времени даже излишни, так как мы знаем, что прошедшее время образуется от основы неопреде­лённой формы с помощью суффикса -л-.

Исчезновение суффикса -ова- (-ева-) при смене формы гла­гола можно объяснить, заглянув в историю языка. Подобное яв­ление мы наблюдали при склонении существительных с суффик­сами -ик- и -ек-: ключик — ключика, замочек — замочка.

Выпадать могут только буквы o и e, буква и не выпадает, так как не было такого краткого звука: крючок — крючка, мячик мя­чика. (См. урок 92.)

Постфикс (суффикс) -ся (-сь) не влияет на гласные рассма­триваемых суффиксов: побаиваюсь — побаиваться, подделываюсь — подделываться, советуюсь — советоваться. (Проверка упр. 579 по цепочке.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить умения распознавать и правильно писать суффик­сы глаголов.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Необходимо отличать суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) от суффикса -ва, который встречается, например, в словах успе­вать, ослабевать, переставать, обвевать, обвивать.

Суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва (-ива-) всегда безударный.

С помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вид глаголов от глаголов совершенного вида: успеть — успевать, осла­беть — ослабевать, перестать — переставать, обвеять — обвевать, обвить — обвивать.

Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и.

Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: ус­певать — успеть, переставать — перестать и т. д.

Исключения: застрять — застревать, затмить — затмевать, продлить — продлевать.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 580 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение значения фразеологизма.
  3. Упр. 581, 582 - самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой.
  4. Закрепление изученного материала
  5. Практическое задание

— Проверьте безударные гласные (образовать глаголы совер­шенного вида, отбросив суффикс -ва-). Поставьте ударение в словах.

Надевать, перебивать, назревать, продавать, подливать, выбивать, раздаваться, запивать, одеваться, узнавать, успевать, вставать, создавать, овладевать, зашивать, отогревать.

  1. Работа по учебнику

(Упр. 583 — выразительное чтение текста, выполнение заданий.)

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Детство скульптора Коненкова”, “Труд - верная опора человека”, “Рассказ о деревенском детстве”.

  1. Словарно-орфоэпическая работа

— Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 136.

— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте уда­рение.

— Составьте словосочетания с этими глаголами.

— Запишите в орфографический словарик слово сызмальства, подчеркните орфограммы.

— Составьте предложение с этим словом.

  1. Подведение итогов урока

(Связный рассказ по заданию 117 из рабочей тетради.)

Домашнее задание

Учебник: повторить § 95-98, упр. 583, 584.

Подготовиться к проверочной работе по темам “Безличные глаголы”, “Возвратные глаголы”, “Правописание гласных в суффиксах глаголов”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]