Словообразование - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Словообразование - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Цели: повторить изученное по словообразованию; закреплять навыки морфемного и словообразовательного разбора; прививать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты: знание основных способов обра­зования слов; умения различать однокоренные слова и формы слова, определять способы образования слов, ориентироваться в этимологических словарях, применять приёмы получения ин­формации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

— Что изучает словообразование?

— Что такое морфемы?

— Какие морфемы выделяются в слове?

— Может ли суффикс стоять после окончания?

— Как образуются новые слова?

— Назовите основные способы образования слов.

— Какие способы образования слов характерны для сущест­вительных, прилагательных, глаголов?

— К каким словарям нужно обращаться для проверки состава слова и способа его образования?

(Упр. 615, 616 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов и заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.)

III. Работа по теме урока

  1. Работа со словарями

— Выберите из доступных вам словообразовательных, этимологических словарей словарную статью, прокомментируйте.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 617 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

Комментарии

Слова, высеченные на стене на площади Героев, у входи в Зал воинской славы, взяты из очерка военного корреспондента “Красной звезды” в Сталинграде Василия Гроссмана. Очерк, па печатанный в ноябре 1942 г., назывался “Направление главною удара”.

  1. Упр. 618 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  2. Выполнение задания из рабочей тетради

(Задание 121 — самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.)

  1. Занимательная лингвистика

Русские фамилии

Почему одни фамилии оканчиваются на -ов или -ев (Кузнецов, Гон­чаров, Столяров, Плетнёв, Федосеев), а другие — на -ин (Кожемякин, Пушкин, Уткин)?

Это зависит от склонения существительного, от которого образована фамилия. Если существительное 2-го склонения (мужского или средне-IX) рода) и оканчивается на твёрдый согласный (кузнец, гончар, столяр), то фамилия оканчивается на -ов. Если существительное 2-го склонения оканчивается на мягкий согласный (плетень, Федосей), то фамилия окан­чивается на -ев. Если же существительное 1-го склонения (женского, Мужского или общего рода: пушка, утка, владыка, скряга), фамилия оканчивается на -ин. Так, фамилия Пушкин произошла от слова пушка, н I/ушков — от слова пушок.

Петух и курица

Почему у одних птиц названия мужского и женского пола и названия Птенцов — однокоренные слова (гусь, гусыня, гусята), а у других имеют разные корни (петух, курица, цыплята)?

Кур — общеславянское слово, означающее “петух”. По предположе­ниям этимологов, слово подражательное (так же как и слова кукарекать, Курлыкать). Это название петуха сохранилось в поговорке “Попал как цур в ощип”. Так говорят о человеке, неожиданно попавшем в неприят­ное, глупое или неловкое положение. Варианты поговорки: “Попал как цур на щи”, “Попал как кур во щип” (т. е. в капкан). Как бы то ни было, Смысл поговорки печальный.

Кур женского пола — кура, уменьшительное от этого слова — курица (Ср.: утка — утица). Кстати, слово куропатка, известное с конца XVII в., тоже образовалось от слова кура. Считается, что это сложное слово, Состоящее из кура и потки (птица); куропатка — птица, похожая на курицу. Ударение сначала падало на первый слог, поэтому о изменилось Нй </ во второй части слова.

Ещё курицу раньше называли цыпа — тоже звукоподражательное Слово (цып-цып-цып), а птенца называли цыпля. Позже к этому слову добавился суффикс -енок-, и получился цыплёнок. Со временем вместо цур закрепилось в речи петух: слово образовалось от того же корня, что I слово петь (петух — тот, кто поёт).

— Вспомните несколько названий животных, которые обра­зованы сложением основ. (Носорог, осьминог, землеройка, медведь, утконос.)

  1. Подведение итогов урока

— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы “Словообразование”?

— Какие способы словообразования называются морфемными? Как связаны словообразование и орфография?

— Какие словари вы используете, чтобы узнать о происхожде­нии слова, о значении имён, фамилий? (“Школьный слово­образовательный словарь” А. Н. Тихонова, “Школьный этимо­логический словарь” Н.М. Шанского и ТА. Бобровой, “Словарь личных имён” Н.А. Петровского, “Словарь русских фамилий” Ю.А. Федосюка, “Словарь русских фамилий” В.А. Никонова.)

— Какие трудности вы испытывали при изучении темы?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 104, 105, упр. 619.

Рабочая тетрадь: задание 122.






Для любых предложений по сайту: [email protected]