Род несклоняемых имён существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Род несклоняемых имён существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с грамматическими особенностями не­склоняемых существительных; учить определять род несклоняе­мых существительных; развивать навыки грамотной речи.

Планируемые результаты: умения определять род нескло­няемых существительных, правильно произносить несклоняе­мые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

(Упр. 270 - чтение по цепочке. Следует обратить внимание учащихся на то, что фамилия белорусского поэта склоняет стихи Янки Купалы.)

III. Самоопределение к деятельности

— Доставьте имена собственные в нужную форму.

Стихи (Агния Барто, Самуил Маршак); в пьесах (Евгений Шварм), передача о (Юрий Коваль) и его творчестве; о (Юлий Ким) и его песни сказка французской писательницы (Жорж Санд); рассказы (Луиджи Ни делд0); повести (Джанни Родари); роли (Алиса Фрейндлих), но ни в исполнении (София Ротару), группа (Пётр Налич).

— К какому роду относятся несклоняемые имена собственные, встретившиеся в диктанте? Как вы определили?

Комментарии

— Определить, какие имена собственные относятся к мужскому роду а какие — к женскому, довольно просто. Сомнение мни вызвать лишь мужской псевдоним французской писательницы Авроры Дюдеван (Жорж Санд — мужское имя, но его носила женщина, а значит, оно остаётся неизменным во всех падежах).

— Как определяется род сложносокращённых слов, аббревиатур? Приведите примеры. (Породу основного слова, в словосочетании: АЭС — атомная электрическая станция — женский род, МХАТ — Московский художественный акаде­мический театр — мужской род.) Бывают и исключения, например вуз. Основное слово средне­го рода: высшее учебное заведение, но слово вуз давно относится к мужскому роду, так как утратило связь с исходными словами и даже пишется строчными буквами.

— А как определить род существительных эскимо, жюри, пони? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (На­учиться определять род несклоняемых имён существительных.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Эти существительные иноязычного происхождения. Опреде­лить их род можно, зная, одушевлённые они или нет. Неодушев­лённые чаще всего относятся к среднему роду (эскимо, жюри), а одушевлённые — к мужскому роду (цирковой пони).

Несклоняемые существительные относятся главным образом к среднему роду: кимоно, кино, бра, какао. Интересно, что назва­ния нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже несклоняемые существи­тельные среднего рода: верхнее ля.

В ряде случаев родовая принадлежность связана с граммати­ческим родом, обозначающим видовое понятие. К мужскому роду относятся слова евро (так как большинство названий денежных единиц мужского рода, ср.: доллар, рубль, фунт, франк, тугрик), Пенальти (влияние русского синонима одиннадцатиметровый Штрафной удар), бри, сулугуни (влияние родового понятия сыр), сирокко (влияние слова ветер). К женскому роду относятся слова 0“еню (ср.: улица), кольраби (капуста), салями (колбаса), к сред­нему — буше, рагу, суши (влияние родового понятия блюдо). Двуролевыми являются слова визави, протеже, инкогнито. Их со­гласование предопределяется полом лица, о котором идёт речь: моя визави, пришёл ваш протеже (мужчина).

А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по ви­довому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Миссисипи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего.

  1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 143, 144).)

  1. V. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 272 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 274 — самостоятельное выполнение, работа с геогра­фической картой.

Упр. 275 — коллективное выполнение с комментированием.

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 54 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.)

  1. Словарно-орфоэпическая работа

— Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 143.

— Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

— Составьте предложения с этими словами.

  1. Подведение итогов урока

— Как определить род несклоняемых существительных ино­язычного происхождения?

— Как определить род несклоняемых собственных имён су­ществительных - географических названий?

— Каковы особенности определения рода у сложносокращён­ных слов, образованных из начальных букв?

Домашнее задание

Учебник: § 48, упр. 273, 276.

Принести географический атлас.






Для любых предложений по сайту: [email protected]