Не с существительными - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Не с существительными - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями слитного и раздельного напи­сания не с существительными; повторить правило правописания не с глаголами; развивать речь, навыки работы с тестами; приви­вать интерес к этимологии.

Планируемые результаты: знание условий слитного и раз­дельного написания не с существительными; владение навыками морфемного разбора слов; умения работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятель­ности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. Анализ тестовой работы

III. Актуализация знаний

  1. Повторение правил правописания не с глаголами

— Как вы написали это слово? Почему? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с правилом слитного и раздельного написания не с существительными.)

— Вспомните, как пишется не с глаголами, уточните правило на первом форзаце учебника (орфограмма № 21).

  1. Объяснительный диктант

Не прийти вовремя, не знаешь правила дорожного движения, нена­видим ложь, не явиться на экзамен, не успеешь оглянуться, негодовать против несправедливости.

  1. Самоопределение к деятельности

— Что вы можете сказать о последнем словосочетании объяс­нительного диктанта? (В этом словосочетании встретился не только глагол с не, но и существительное с не.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 150).
  2. Чтение правила (с. 150), беседа по прочитанному.

— Как пишется существительное с не, если в предложении есть отрицание, противопоставление? (Раздельно.)

— Как пишется существительное с не, если противопоставле­ния нет? Если слово не употребляется без не? Если сущест­вительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением? (Слитно.)

— Приведите примеры слитного и раздельного написания су­ществительных с не. (Разгулялась непогода. Не хочу делать уроки: виновата не погода, а лень. Это неправда! Ты говоришь не правду, а ложь.)

  1. Упр. 285 — коллективное выполнение с комментированием.
  2. Закрепление изученного материала
  3. Работа по учебнику
  4. Упр. 286 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Комментарии

Синонимы и антонимы к данным словам: несчастье — сча­стье, непорядок — порядок, нездоровье — здоровье, неправда - прав­да, невежливость — вежливость, недоверие — доверие, недруг — друг.

  1. Упр. 287 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  2. Словарно-орфоэпическая работа

— Прочитайте вслух слово, данное в рамке на с. 151.

— Запишите его в словарик. Запомните, как оно пишется и произносится.

— Составьте предложение с этим словом.

VII. Подведение итогов урока

— Постарайтесь найти общее в правилах правописания не с глаголами и существительными.

(Не пишется слитно, если слово (глагол или существительное) не употребляется без не (не является в этом случае частью корня): ненавидеть — не­нависть, негодовать — негодование.)

— В каких ещё случаях не с существительными пишется слитно?

— В каких случаях не с существительными пишется раздельно?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 51, упр. 288.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Связный рассказ о правописании не с существительными.
  4. Упр. 288 — проверка по цепочке, обсуждение вопроса, построение схемы предложения на доске.

III. Работа по теме урока

  1. Объяснительный диктант

Непоседа, неаккуратность, непунктуальность, невежда, неандерта­лец, невежа, неблагодарность, небрежность, небыль, неваляшка, неви­димка, невидаль, неволя, неграмотность, недоброжелательность, недуг, необеспеченность, неженка.

Грамматическое задание

— Подчеркнуть слова, которые не употребляются без не.

— Разобрать по составу слово неженка.

— Объяснить значение слов непунктуальность, невежда, невежа, недуг, неандерталец.

Комментарии

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Невежда — необразованный, малосведущий человек, неуч.

Недуг — болезнь, сильное недомогание.

Неандерталец — ископаемый человек раннего и среднего па­леолита (древнего каменного века, 200-300 тысяч лет назад).

  1. Работа по учебнику

Упр. 289 — чтение загадки (отгадка: человек), обсуждение вопроса, самостоятельное выполнение письменных заданий.

Упр. 290 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

  1. Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 13 (кроме задания С1).)

  1. Занимательная лингвистика

— Как появилось слово неандерталец?

Материал для учителя

Слово неандерталец произошло от названия долины Неандерталь близ Дюссельдорфа (Германия), где в 1856 г. впервые были найдены ча­сти скелета этого древнего человека. Но и это ещё не всё.

В свою очередь, долина была названа в честь церковного компози­тора и пастора Иоахима Неандера (с немецкого языка Neandertal буквально переводится как “долина Неандера”), который любил эту долину и посвятил ей несколько своих песен. Его дедушка, Иоахим, музыкант и человек образованный, однажды решил облагородить свою обычную немецкую фамилию Нойман (по-немецки “новый человек”), переведя её на греческий язык: новый человек — неа андер.

Неандера, о котором сейчас речь, звали, как дедушку, Иоахим. Он изучал богословие в родном Бремене, работал учителем в латинской школе в Дюссельдорфе. А ещё он был поэтом и музыкантом. Несколько сочинённых им гимнов и хоралов исполняются в протестантских церквах Германии до сих пор.

Иоахим Неандер любил ходить по окрестностям города, по долине реки Дюссель, природа которой вдохновляла его на творчество. Долина действительно красива. В этом месте река пробивала меловые скалы. Заросшие зеленью утёсы, многочисленные гроты и пещеры... Этой до­лине Неандер посвятил несколько романтических стихотворений, чем прославил её, а затем и себя. После смерти Неандера в 1680 г. это место назвали по его фамилии долиной Неандера — Neanderlahl.

(По М. Блау)

  1. Подведение итогов урока

— В каких ролях может выступать не в именах существительных?

— В каких случаях не является приставкой, частью корня, ча­стицей?

Домашнее задание

Учебник: § 51, упр. 291.






Для любых предложений по сайту: [email protected]