Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Не с существительными - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями слитного и раздельного написания не с существительными; повторить правило правописания не с глаголами; развивать речь, навыки работы с тестами; прививать интерес к этимологии.
Планируемые результаты: знание условий слитного и раздельного написания не с существительными; владение навыками морфемного разбора слов; умения работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- Организационный момент
- Анализ тестовой работы
III. Актуализация знаний
- Повторение правил правописания не с глаголами
— Как вы написали это слово? Почему? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с правилом слитного и раздельного написания не с существительными.)
— Вспомните, как пишется не с глаголами, уточните правило на первом форзаце учебника (орфограмма № 21).
- Объяснительный диктант
Не прийти вовремя, не знаешь правила дорожного движения, ненавидим ложь, не явиться на экзамен, не успеешь оглянуться, негодовать против несправедливости.
- Самоопределение к деятельности
— Что вы можете сказать о последнем словосочетании объяснительного диктанта? (В этом словосочетании встретился не только глагол с не, но и существительное с не.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 150).
- Чтение правила (с. 150), беседа по прочитанному.
— Как пишется существительное с не, если в предложении есть отрицание, противопоставление? (Раздельно.)
— Как пишется существительное с не, если противопоставления нет? Если слово не употребляется без не? Если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением? (Слитно.)
— Приведите примеры слитного и раздельного написания существительных с не. (Разгулялась непогода. Не хочу делать уроки: виновата не погода, а лень. Это неправда! Ты говоришь не правду, а ложь.)
- Упр. 285 — коллективное выполнение с комментированием.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 286 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.
Комментарии
Синонимы и антонимы к данным словам: несчастье — счастье, непорядок — порядок, нездоровье — здоровье, неправда - правда, невежливость — вежливость, недоверие — доверие, недруг — друг.
- Упр. 287 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Словарно-орфоэпическая работа
— Прочитайте вслух слово, данное в рамке на с. 151.
— Запишите его в словарик. Запомните, как оно пишется и произносится.
— Составьте предложение с этим словом.
VII. Подведение итогов урока
— Постарайтесь найти общее в правилах правописания не с глаголами и существительными.
(Не пишется слитно, если слово (глагол или существительное) не употребляется без не (не является в этом случае частью корня): ненавидеть — ненависть, негодовать — негодование.)
— В каких ещё случаях не с существительными пишется слитно?
— В каких случаях не с существительными пишется раздельно?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 51, упр. 288.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Связный рассказ о правописании не с существительными.
- Упр. 288 — проверка по цепочке, обсуждение вопроса, построение схемы предложения на доске.
III. Работа по теме урока
- Объяснительный диктант
Непоседа, неаккуратность, непунктуальность, невежда, неандерталец, невежа, неблагодарность, небрежность, небыль, неваляшка, невидимка, невидаль, неволя, неграмотность, недоброжелательность, недуг, необеспеченность, неженка.
Грамматическое задание
— Подчеркнуть слова, которые не употребляются без не.
— Разобрать по составу слово неженка.
— Объяснить значение слов непунктуальность, невежда, невежа, недуг, неандерталец.
Комментарии
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда — необразованный, малосведущий человек, неуч.
Недуг — болезнь, сильное недомогание.
Неандерталец — ископаемый человек раннего и среднего палеолита (древнего каменного века, 200-300 тысяч лет назад).
- Работа по учебнику
Упр. 289 — чтение загадки (отгадка: человек), обсуждение вопроса, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Упр. 290 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Тестовая работа
(См.: КИМы, тест 13 (кроме задания С1).)
- Занимательная лингвистика
— Как появилось слово неандерталец?
Материал для учителя
Слово неандерталец произошло от названия долины Неандерталь близ Дюссельдорфа (Германия), где в 1856 г. впервые были найдены части скелета этого древнего человека. Но и это ещё не всё.
В свою очередь, долина была названа в честь церковного композитора и пастора Иоахима Неандера (с немецкого языка Neandertal буквально переводится как “долина Неандера”), который любил эту долину и посвятил ей несколько своих песен. Его дедушка, Иоахим, музыкант и человек образованный, однажды решил облагородить свою обычную немецкую фамилию Нойман (по-немецки “новый человек”), переведя её на греческий язык: новый человек — неа андер.
Неандера, о котором сейчас речь, звали, как дедушку, Иоахим. Он изучал богословие в родном Бремене, работал учителем в латинской школе в Дюссельдорфе. А ещё он был поэтом и музыкантом. Несколько сочинённых им гимнов и хоралов исполняются в протестантских церквах Германии до сих пор.
Иоахим Неандер любил ходить по окрестностям города, по долине реки Дюссель, природа которой вдохновляла его на творчество. Долина действительно красива. В этом месте река пробивала меловые скалы. Заросшие зеленью утёсы, многочисленные гроты и пещеры... Этой долине Неандер посвятил несколько романтических стихотворений, чем прославил её, а затем и себя. После смерти Неандера в 1680 г. это место назвали по его фамилии долиной Неандера — Neanderlahl.
(По М. Блау)
- Подведение итогов урока
— В каких ролях может выступать не в именах существительных?
— В каких случаях не является приставкой, частью корня, частицей?
Домашнее задание
Учебник: § 51, упр. 291.