Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Обобщающие уроки по теме Имя существительное - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: обобщить изученное по теме “Имя существительное”; развивать умения определять тему и основную мысль текста, находить в тексте ключевые слова, навыки лингвистического разбора, монологической речи, выразительного чтения, работы со словарём.
Планируемые результаты: умения определять тему и основную мысль текста, находить в нём ключевые слова, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 309 — обсуждение планов, сообщения об имени существительном по плану.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 159).
- Упр. 310 — заполнение таблицы на доске и в тетрадях.
- Упр. 311 — выразительное чтение текста, обсуждение, работа с толковым словарём, морфологический разбор слов и составление схемы предложения на доске.
- Упр. 312—314 — самостоятельное выполнение.
- Подведение итогов урока
— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы “Имя существительное”?
Домашнее задание
Учебник: повторить § 44-54, упр. 315.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 315 — чтение текста по цепочке, обсуждение, устные рассказы о школьном музее.)
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Музей боевой славы”, “Помним, о прошлом”.
III. Работа по теме урока
- Повторение изученного о тексте
— Что такое тема текста? (Это то, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)
— Что такое основная мысль, идея текста? (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)
— Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)
- Работа по учебнику
- Упр. 316 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Комментарии
Тема текста обозначена в заглавии: “Сахалин”. Основная мысль: Сахалин - часть нашего большого Отечества. Слова, в которых пропущены буквы:
а) в окончании — (на) окраине, Родины, России;
б) в корне — (в) полосе, покидать;
в) в приставке — расположен, приходит, расчищают, подъезды.
Состав выделенных слов: москвичам, тулякам, снегопада.
- Упр. 317 — самостоятельное списывание текста, выразительное чтение, обсуждение, выделение грамматических основ предложений.
Комментарии
Тема текста — приход весны (широкая тема), таяние льда весной (узкая тема).
Основная мысль - одухотворение природы, восхищение её красотой.
Ключевые слова: умирает лёд, солнце, мороз, кружева, льдины, капли.
- Индивидуальная работа по карточкам
- IV. Подведение итогов урока
— Как связаны морфология имён существительных и орфография?
— С какими трудностями вы столкнулись при изучении темы?
— Какие разделы темы вам показались особенно интересными?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: повторить § 44-54, упр. 308 (подготовиться к словарному диктанту).
Ход урока 3
- I. Организационный момент
- II. Актуализация знаний
Словарный диктант
Сессия, бетон, троллейбус, бельчонок, насмехаться, кафе, шимпанзе, барашек, фасовщик, нефтепровод, спортсмен, резерв, неряшливость, копировать, вестибюль, арматура, палисадник.
III. Работа по теме урока
- Практическое задание
(Запись предложения под диктовку.)
Туристов на Капри привлекают, конечно же, его природа, живописные виды, скалистое побережье этого итальянского острова.
— Сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор слова Капри, морфемный и словообразовательный разбор слова побережье.
- Индивидуальная работа по карточкам
- Подведение итогов урока
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Подготовиться к тестовой работе по теме “Имя существительное”.